Политический обозреватель РИА «Новости» Александр Юров.
На днях одна из петербургских компаний выступила с неожиданной инициативой. Она решила присвоить своей продукции личные имена. А так как эта фирма ввозит в Россию в основном бананы, то это означает, что на прилавки магазинов попадут не просто спелые фрукты, а именные. Аналитики сразу забеспокоились. Ожидается, что одновременно с появлением особой метки на кожуре, появится новая ценовая группа особо престижных бананов, а следом начнет расти и их стоимость.
На российском рынке бананов ежегодно продается порядка 900 тыс. фруктов на общую сумму в 750 млн. долл. При этом практически 80% всей продукции ввозится в страну тремя компаниями-импортерами бананов: JFC, «Сорус» и Sunway Group. На долю Эквадора приходится до 90% продаваемых в России бананов. Остальные 10% попадают в Россию из Колумбии, Коста-Рики и Гватемалы. Одним словом, никаких предпосылок к появлению особых сортов бананов в России нет. На прилавках магазинов лежат одинаковые как на подбор фрукты, примерно по одной цене – 1 доллар США за килограмм.
Если граждане США в среднем съедают по 13 кг бананов в год, то в России уровень потребления пока не превышает 6 кг. Зато активно растет конкуренция среди поставщиков.
Андрей Афанасьев, один из инициаторов продажи на российском рынке именных бананов, считает, что основной причиной начала продажи бананов под собственной маркой стало изменение покупательских предпочтений. На его взгляд три года назад никто и не думал об этом. Однако сейчас покупатели начали обращать внимание на бренд. Исследования показали, что у россиян появилась тяга к качественным продуктам, а для этого как раз лучше всего подходят именные бренды.
Участники рынка уверены, что эта инициатива заставит импортера потратиться на рекламу и упаковку, однако расходы с лихвой окупятся. На рынке может появиться категория особо престижных бананов и по особой цене. Впрочем, для России такой ход абсолютно новаторский. Поэтому среди наблюдателей имеется немало скептиков. Они утверждают, что фрукты «под определенным брендом» целенаправленно никогда не продвигались, поэтому закономерно опасение, что российский потребитель пока не готов покупать бананы определенной марки.
И все же пока скептики отмахиваются от этой идеи, над присвоением и оставшимся бананам собственных имен задумались другие импортеры. Пробные партии именных фруктов уже можно встретить в крупных торговых сетях Москвы и Санкт-Петербурга «Ашан», «Метро», Марта, «Пятерочка», «Копейка», «Рамстор» и прочих. Правда, новинки пока не вызвали особого ажиотажа. Однако, несомненно, интерес общественности к диковинному продукту при этом возник, выразившийся пока удивлением.
Впрочем, не исключено, что уже в ближайшее время идея российских импортеров бананов из хорошей шутки может превратиться в серьезное дело. Уже появились первые сообщения, что некоторые российские предприниматели начали «освоение» американского континента и обзаводятся там собственными плантациями. Правда, похвастаться огромным производством они пока не могут, как и настоящими именными бананами. Доля бананов, произрастающих на российских банановых плантациях и продающихся в России, пока не превышает 1%. Однако существуют планы увеличить ее в импортном потоке в 20 раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции