Политический обозреватель РИА «Новости» Андрей Кисляков.
Нынешний октябрь определил судьбу отечественной космонавтики на ближайшее десятилетие. Именно в этом месяце правительство Российской Федерации утвердило Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы. Программу достаточно амбициозную: от рутинных забот по модернизации парка ракет-носителей до прорыва на орбиту Марса.
Но современная мировая космонавтика отличается именно небывалыми масштабами и грандиозностью задач. Ведь к середине текущего столетия ведущие космические страны планируют уже основательно накатать дорогу к Луне и, возможно, побывать на Марсе. С другой стороны, как Европа, так и Новый Свет отчетливо понимают, что сегодня могут выжить только программы, опирающиеся на тесное международное сотрудничество: уж слишком обширен пласт научно-технических проблем с соответствующими «космическими» затратами.
С какими партнерами нам предстоит осваивать новую космическую декаду? По всей видимости, следует, прежде всего, отметить общность целей и проследить характерные элементы совпадения на пути реализации поставленных задач.
Что касается первого момента, то стратегические цели, как раз, совпадают. Россия, Соединенные Штаты, Евросоюз, Китай и Япония как основные силы в деле освоения Вселенной всерьез устремлены в дальний космос. А вот методы…
Руководство Роскосмоса всегда подчеркивало, что форпостом на пути в дальний космос, уникальной экспериментальной базой для отработки сценария длительных пилотируемых экспедиций является Международная космическая станция (МКС), эксплуатация которой практически осуществляется Россией и США. Однако сегодня уже с полной уверенностью можно говорить о реальном отходе наших американских партнеров от программы МКС. Самостоятельно Россия сможет поддерживать орбитальный комплекс в рабочем состоянии какое-то время, но говорить о проведении там полномасштабных научно-исследовательских и практических работ вряд ли возможно. Маловероятно с технологической точки зрения и стратегическое партнерство в ближайшее время с Европейским космическим агентством.
Что же касается Китая, то налицо реальная возможность установления тесного сотрудничества между двумя странами в области пилотируемых программ.
Прежде всего, отметим, что первые шаги в космосе Китай сделал еще в 50-е годы, когда в стране были созданы специальные научные лаборатории и центры по освоению космоса. Причем, в организационном плане китайская космическая программа весьма схожа с российской. В частности, говоря о лунной программе, руководство Государственного управления космонавтики Китая не скрывает, что планирует вывод на орбиту Земли экспериментальной научной лаборатории, которая впоследствии будет функционировать на постоянной основе. Собственно, запуск корабля «Шеньчжоу-6» 12 октября – ни что иное, как начало орбитальных испытаний по развертыванию на околоземной орбите долговременного пилотируемого комплекса. Во время этого полета китайские космонавты перемещаются из возвращаемой капсулы в орбитальный модуль, снимают скафандры, проводят научные исследования. Все это, по мнению экспертов, создает хорошие предпосылки для того, чтобы через два года китайский космонавт смог выйти в открытый космос. Иными словами, в определенной степени повторяется в восточном варианте советские программы «Салют» и «Мир».
Существует еще один и отнюдь не последний по значимости аспект. Успехи китайской космонавтики во многом определяются значительными финансовыми средствами, которые правительство направляет в отрасль. Только за период 1992 – 2003 гг. на реализацию различных проектов было выделено более 2,2 млрд. долл.
С другой стороны, согласно поступившего в Госдуму в середине октября доклада Счетной палаты России, износ основных фондов предприятий ракетно-космической отрасли составляет примерно 60%, при этом специалисты полагают, что и приобретение нового дорогостоящего оборудования в условиях неполной загрузки мощностей экономически невыгодно.
Если учесть, что существующее уже несколько десятилетий сотрудничество двух стран в области космоса во многом определялось поставкой Пекину российских узлов и агрегатов для разработки собственных космических кораблей, то путь решения проблемы дефицита заказов для российских предприятий видится достаточно отчетливо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции