Рейтинг@Mail.ru
Бюджет без амбициозных целей - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бюджет без амбициозных целей

Читать ria.ru в
14 октября Госдума РФ рассмотрит проект федерального бюджета на 2006 год во втором чтении. Несмотря на утверждение его авторов, что этот документ теперь будет инструментом развития России, назвать таковым его сложно. Нынешний бюджетный процесс имеет несколько позитивных нововведений. Самое главное - в его рамках впервые разработан трехлетний Финансовый план (на 2006-2008 гг.). Прогнозирование на три года вперед - дело очень непростое, тем более, в переходной экономике, сильно зависящей от внешнеэкономических факторов...

Годин Юрий Федорович – доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН – для "РИА Новости".

14 октября Госдума РФ рассмотрит проект федерального бюджета на 2006 год во втором чтении. Несмотря на утверждение его авторов, что этот документ теперь будет инструментом развития России, назвать таковым его сложно.

Нынешний бюджетный процесс имеет несколько позитивных нововведений. Самое главное - в его рамках впервые разработан трехлетний Финансовый план (на 2006-2008 гг.). Прогнозирование на три года вперед - дело очень непростое, тем более, в переходной экономике, сильно зависящей от внешнеэкономических факторов. Однако такой план весьма полезен, так как показывает среднесрочную политику государства и тем самым дает перспективные ориентиры субъектам рынка.

Также впервые в рамках бюджета формируется Инвестиционный фонд в объеме около 70 млрд. рублей (примерно 2,5 млрд. долл.) на 2006 год. В процентах ко всем инвестициям в 2006 году данная сумма составляет крайне незначительную долю. По оценке Института экономики РАН, в действительности требуется увеличение этого фонда как минимум в 2 раза – до 140-150 млрд. рублей. Тем не менее, сам факт создания Инвестиционного фонда и продолжение этой линии в будущем является весьма позитивным.

Опережающий рост цен на нефть позволил предусмотреть на 2006-2008 гг. существенное увеличение и доходов бюджета, и его расходов. Важнейшие сферы страны получили определенную поддержку: увеличены расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, на национальную экономику, социальную сферу, на решение общегосударственных вопросов. Однако рост доходной и расходной частей бюджета и их соотношение с ВВП можно считать действительно позитивными, если они сопровождаются ускорением экономического роста. В прогнозе же на 2006-2008 гг. этого нет, что вызывает сомнение в эффективном использовании бюджетных средств. При этом зависимость российской экономики от внешнеэкономических факторов и, прежде всего, от мировых цен на энергоносители не ослабляется.

В проекте Федерального бюджета на 2006 год предусмотрен очень высокий темп прироста расходов на здравоохранение – порядка 1,8 раза и на ЖКХ  - в 3 раза в номинальном исчислении. Без сомнения, это позитивный рост. В тоже время, темпы прироста расходов по ряду других социальных отраслей весьма скромны: по образованию – на 30%, по культуре – на 8%. Такие резкие перекосы в ассигнованиях на социальные нужды могут вызывать опасные диспропорции в развитии всей социальной сферы страны.

Проблема еще и в том, что факторы благоприятной конъюнктуры мировых цен и их высокий уровень сегодня уже не оказывают стимулирующего влияния на развитие ТЭКа и увеличение экспорта. Это признают и разработчики Федерального бюджета на 2006 год. Однако каких-либо действенных мер по исправлению ситуации они не предлагают. В своих главных параметрах проекты Федерального бюджета продолжают прежнюю стабилизационную политику, формирующую существенные резервы на случай предотвращения повторного финансового дефолта.

Накопления в Стабилизационном фонде и золотовалютных резервах становятся все больше. Ожидается, что к концу 2008 г. Стабфонд составит более 3 трлн. рублей (более 100 млрд. долл.) или 53% от доходов Федерального бюджета. А в золотовалютных резервах уже сейчас накоплено порядка 150 млрд. долл. Власти заявляют, что это необходимо для стерилизации денежной массы и во имя снижения темпов инфляции. На деле же огромные финансовые ресурсы – так необходимые для развития производства и кардинального решения наиболее острых социальных проблем – фактически замораживаются и используются на досрочный возврат внешнего долга, но не на развитие отечественного производства.

Таким образом, нововведения Правительства РФ, внедренные в бюджетный процесс, пока недостаточны, чтобы сделать Государственный бюджет действительно бюджетом развития России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала