Рейтинг@Mail.ru
Приказ номер 428 - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Приказ номер 428

Читать ria.ru в
Дзен
В министерстве обороны появился очередной приказ. За номером 428. Это случилось в субботу, 8 октября. Приказ очень строгий. Он категорически запрещает командирам и начальникам всех степеней привлекать военнослужащих «к работам, не обусловленным исполнением обязанностей военной службы». Потому что «в результате такой порочной практики создаются предпосылки к происшествиям, связанным, в том числе, с травматизмом и гибелью личного состава». И теперь командиры, направившие своих солдат за пределы воинских частей на такие работы, будут сурово наказаны...

В министерстве обороны появился очередной приказ. За номером 428. Это случилось в субботу, 8 октября. Приказ очень строгий. Он категорически запрещает командирам и начальникам всех степеней привлекать военнослужащих «к работам, не обусловленным исполнением обязанностей военной службы». Потому что «в результате такой порочной практики создаются предпосылки к происшествиям, связанным, в том числе, с травматизмом и гибелью личного состава». И теперь командиры, направившие своих солдат за пределы воинских частей на такие работы, будут сурово наказаны. «Вплоть до увольнения из армии и привлечения к уголовной ответственности», - заявил один из руководителей военного ведомства.

«В случае подтверждения невыполнения данного приказа, - пригрозил он, - офицер будет уволен из рядов вооруженных сил. А, может, даже сядет в тюрьму».

Ну, наконец-то. Четыре с половиной года в руководстве армии и флота новые люди, и только теперь они решили строго-настрого истребовать от своих подчиненных выполнения закона «О статусе военнослужащих» (глава 2, статья 10, параграф 8). Хорошо бы еще потребовать безусловного выполнения и других положений этого закона. Например, о своевременном повышении денежного довольствия в соответствии с ростом минимального размера оплаты труда (что давным-давно не делается), о гарантированном предоставлении военнослужащим, проходящим службу по контракту, крыши над головой (ее не имеют 165 тысяч – каждый третий офицер и прапорщик), а пенсионерам, как и тем, кто стоит в строю, честной оплаты стоимости продовольственного пайка (разница между этими выплатами составляет больше сорока рублей в сутки, 1200 рэ – в месяц), незамедлительного выполнения судебных решений, защищающих честь и достоинство, социальные права людей в погонах (хотя бы постановление Конституционного суда)… Многое чего можно и нужно требовать, только вот вопрос - будет ли это исполнено – остается открытым. Скептики однозначно утверждают: нет, никогда и ни при какой погоде. Почему?

Да потому что, как показывает наглядный и очень убедительный отечественный опыт, всегда найдется какая-либо весомая отговорка, чтобы это законное требование не выполнять. Ну, например, какой-нибудь подзаконный акт правительства или самого минобороны, Минфина или Минэкономразвития, который явно противоречит положениям принятых парламентом и подписанных президентов законов, но у чиновников имеет полное преимущество перед любыми правовыми нормами. Как и другое какое-либо бюрократическое решение или просто начальственная прихоть, где любой закон трактуется так, как выгодно тому, кто стоит выше на должностной ступеньке. А, значит, его слово – последнее.

Даже в руководстве министра обороны признают, что к приказу № 428 надо подходить «руководствуясь здравым смыслом». Никто никого не будет трогать, если «работы выполняются в интересах боеготовности воинских частей». А кто может доказать обратное, если такое решение принято очень большим начальником? Например то, что убирать солдатам картошку, капусту или морковку на полях соседнего сельхозпредприятия или в соседней области не «в интересах боевой готовности воинской части», если этой же продукцией, запасенной на зиму, руководители сельхозпредприятия расплатятся с воинской частью за «шефскую помощь»?

В годы своей лейтенантской юности мне посчастливилось служить в Южной группе войск, в братской Венгрии, как тогда называли эту страну. Каждый год, а иногда и чаще, командующий ЮГВ издавал такие же приказы, как и приказ номер 428. Обычно осенью, накануне сбора урожая их зачитывали перед строем солдат и офицеров во всех воинских частях. В танковых, мотострелковых и авиационных полках, в батальонах разведки и инженерно-саперных батальонах, в артдивизионах и в «секретных» частях высокочастотной и радиорелейной связи, которые сегодня относятся к ФАПСИ, а в то время принадлежали КГБ СССР, даже в зенитно-ракетных бригадах и отдельных дивизионах тактических и оперативно-тактических ракет, о которых тоже по цензурным соображениям  нельзя было  упоминать в групповой газете, где я работал. Тем не менее, бесплатный труд советских солдат на полях венгерских совхозов и госхозов, да и не только там регулярно крепил «orosz-magyar baratsag - российско-венгерскую дружбу».

Это было выгодно обеим сторонам. Венгерские хозяйства получали дополнительные рабочие руки, которых всегда не хватало в осеннюю страду – местные крестьяне не забывали и о своих садах, огородах и виноградниках, сначала делали запасы на зиму для собственной семьи и родного дома и только потом - для совхоза и государства. А командиры советских частей и подразделений получали в награду за солдатскую работу на полях телевизоры для ленинских комнат, музыкальные  инструменты  для полковых оркестров, деликатесы для столовых и приправы для кухонь, а кое-кто, конечно же, еще и форинты, которые тратил по своему усмотрению. Нельзя исключить и того, что на пользу воинской части. По крайней мере, накрыть столы для заезжих гостей из минобороны, ГлавПУРа, да и артистов, визитеров из ЦК ВЛКСМ  всегда было на что. Начальник отдела комсомольской жизни групповой газеты, я это много раз видел. И, что там греха таить, не раз сидел за такими столами.

Однажды в такой же теплый, как в нынешнем году, солнечный осенний день меня вызвал главный редактор газеты и приказал срочно выехать в Токайские горы, где наши солдаты из Дебреценского учебного такового полка помогали венгерским крестьянам убирать виноград. Тот самый, из которого делают знаменитое вино Токай Асу, что «идет на экспорт даже во Францию, Германию и США, служит источником поступления твердой валюты в венгерскую казну». Мне надлежало передать танкистам благодарность за их доблестный труд и интернациональный подвиг не от кого-нибудь, а самого Первого секретаря ЦК ВСРП Яноша Кадара, написать для газеты репортаж  о том, как самоотверженно работают в Токайских горах, «выполняя свой святой интернациональный долг», наши солдаты. Что я потом и сделал.

Конечно, с небольшими потерями. В палатках, где жили бойцы, вместо бачков с водой стояли кувшины с местным вином. И каждый взвод, отделение, где мне приходилось беседовать с людьми, считал своим долгом угостить журналиста именно «своими запасами» - Harslevely, Debroy, Leanka или Furmint... Но дело не в «сложностях» той командировки. Оказалось, что инициатором ее был, как мне потом сообщили, нарушитель собственного приказа «номер 428» и не кто иной, как сам командующий группой войск генерал-полковник Борис Иванов. Конечно же, нарушал он его «в интересах боевой готовности воинских частей». Он лично поручил танкистам Дебреценского полка помочь братскому венгерскому народу в ответственный для сбора урожая период. На приеме в советском посольстве в Будапеште в честь 58-й годовщины Октябрьской революции он подошел к Яношу Кадару и доложил ему об этом. В ответ услышал: «передайте воинам Южной группы войск мою сердечную благодарность».

Думаю, у министра обороны России, у его замов или главкомов видов вооруженных сил, командующих родами войск, округов и флотов, армий, флотилий и корпусов, да и у командиров полков, батальонов и дивизионов тоже   будет еще очень много возможностей объявить сердечную благодарность своим подчиненным за успешное и самоотверженное проведение посторонних работ «в интересах боевой готовности воинских частей». И не только на сельскохозяйственных полях. Ликвидировать последствия пожаров и взрывов на складах и арсеналах Тихоокеанского флота или Дальневосточного военного округа, вставлять стекла в разбитые осколками снарядов окна, менять двери домов и латать дороги, искореженные возвращающимися с учений танками и боевыми машинами пехоты,  доставлять продовольствие и топливо в забытые богом и местным начальством, замерзающие поселки и городки… Кто это по традиции будет  делать, если не армия?!  А  сколько у нее еще таких  «в интересах боевой готовности» задач?! Немеренно.

Она у нас – и палочка-выручалочка, и затычка для всех федеральных и региональных хозяйственных прорех. И это – тоже одна из причин, почему нам все время не хватает призывного контингента и почему руководство минобороны никак не откажется от планов мобилизационного призыва запасников взамен плановой подготовки резервистов для пополнения в случае необходимости тех воинских должностей, которых будет остро недоставать в реальной боевой операции. Привычка решать все проблемы навалом, пусть малоэффективными, но массовыми людскими ресурсами – она у наших воинских начальников, воспитанных армией или другими силовыми структурами, но советскими подсознательными инстинктами, неистребима.

И эти размышления так же наталкивают меня на мысль об абсолютной неисполнимости приказа номер 428. Даже под обещанной руководством министерства обороны угрозой увольнения из армии, привлечения к уголовной ответственности и возможностью «сесть в тюрьму».

…В сказках «Тысячи и одной ночи» рассказывают, что давным-давно, в канувших в прошлое годах знаменитый арабский правитель Гарун Аль-Рашид любил по вечерам переодеваться в платье простолюдина и, покинув свой дворец, бродил без свиты и охраны по улицам, площадям и базарам Багдада, слушал, что говорят о нем и о его правлении простые жители. Потом, под влиянием увиденного и услышанного принимал те или иные решения, что часто шли вразрез тому, что нашептывали ему на ухо приближенные – визирь и министры его двора. Но были направлены, насколько это было возможно в те времена, на улучшение жизни его подданных, на справедливое разрешение каких-то споров и конфликтов, которые всегда неизбежны среди людей - что богатых, что бедных.

Трудно представить, чтобы руководители нашего министерства обороны, не узнанными, прошлись, например, субботним или воскресным вечером  по Тверской, чтобы к людям, чьи лица регулярно, чуть ли не каждый вечер светятся на экране телевизора, вдруг подошли солдаты, как они обычно подходят к другим прилично одетым гражданам, и так же, как обычно, попросили денег: «Сколько не жалко. А то не принесем, - «деды» бить будут».
Может тогда появится еще один приказ (не знаю, под каким номером), чтобы больше никто под страхом гауптвахты не просил милостыню или под угрозой «сесть в тюрьму» не допускал «дедовщины». Такой приказ уж точно войдет в мировую фольклорную сокровищницу, как и сказки «Тысячи и одной ночи».  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала