Экономический обозреватель "РИА Новости" Нина Куликова.
В начале октября на саммите глав государств - членов Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС) в Санкт-Петербурге было принято решение об интеграции этой организации в другое региональное объединение - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
Обе организации состоят из бывших республик СССР. ОЦАС под разными названиями существовала с середины 1990-х гг., сначала в составе Казахстана, Киргизии и Узбекистана и Таджикистана, а в октябре 2004 г. к ним присоединилась Россия. Целью организации ставилась активизация интеграционных процессов, обеспечение региональной безопасности и сохранение стабильности в регионе.
ЕврАзЭС, учрежденное в 2000 г. Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном, занимается формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка.
Объединение ОЦАС и ЕврАзЭС продиктовано, прежде всего, необходимостью упорядочивания интеграционных инициатив на постсоветском пространстве. Две структуры фактически дублировали друг друга и по составу, и по видам деятельности. До последнего момента они отличались только присутствием в ОЦАС Узбекистана, который не входил в ЕврАзЭС, и присутствием в ЕврАзЭС Белоруссии, не входившей в ОЦАС. Сейчас Узбекистан подал заявку на вступление в ЕврАзЭС, и из двух объединений создается одно.
ЕврАзЭС, по мнению многих экспертов, эффективнее, чем ОЦАС. У стран-участниц ЕврАзЭС в последние годы наблюдался рост взаимного товарооборота и инвестиций. А ОЦАС такими успехами похвастаться не могла, - сообщает Леонид Вардомский, завцентром Института международных экономических и политических исследований.
Игорь Кирсанов, эксперт Фонда «Наследие Евразии» говорит, что с момента своего создания ОЦАС не отличалась эффективностью и производила впечатление мертворожденной организации, о которой мало кто знал. Поэтому неудивительно, что ОЦАС решили «растворить» в ЕврАзЭС, структуре куда более динамичной и имеющей перспективу. У ЕврАзЭС есть сильное «интеграционное ядро» в лице России и Казахстана, демонстрирующих политическую волю к превращению ЕврАзЭС в действенную экономическую организацию, - отмечает Кирсанов.
Объединение двух структур также связано с изменениями во внешней политике Узбекистана. Эта среднеазиатская республика после майских событий в Андижане и отказа местных властей провести международное расследование, подверглась жесткой критике на международной арене и санкциям со стороны США и ЕС. Чтобы преодолеть международную изоляцию, Узбекистан стал усиливать связи с Шанхайской организацией сотрудничества и присоединился к ЕврАзЭС.
У других участников этой организации тоже есть свой выигрыш от принятого в Санкт-Петербурге решения. По словам Кирсанова, Россия, в первую очередь, усиливает свои политические и экономические позиции в Центральной Азии. Наряду с Казахстаном она может стать крупным экономическим игроком в регионе, участвуя в создании водно-энергетического, транспортного и продовольственных консорциумов. Для Таджикистана и Киргизии выгода - в притоке российского и казахского капитала в их экономики, а также лоббировании собственных интересов в Москве и Астане, - считает эксперт.
Высказываются мнения, что это слияние означает переход к новому качеству сотрудничества в рамках СНГ. По словам Вячеслава Никонова, президента фонда «Политика», центробежные тенденции, которые превалировали на постсоветском пространстве в последние полтора десятка лет, начинают уступать место центростремительным, объединительным тенденциям.
Слияние двух организаций должно привести к усилению эффективности ЕврАзЕс, считают некоторые эксперты. Гульнур Рахматуллина, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований, говорит, что расширение ЕврАзЭС, будет способствовать более эффективной реализации формирования общего рынка в Центральной Азии. Кроме того, расширение ЕврАзЭС – это важный фактор укрепления стабильности и безопасности в евразийском регионе. Государства Сообщества получают возможность более эффективно принимать совместные меры по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом, - говорит она.
Однако, по словам эксперта Института комплексных стратегических исследований Дмитрия Плеханова, данное объединение, скорее всего, не окажет существенного влияния на перспективы достижения тех экономических целей, которые были поставлены перед ЕврАзЭС с момента его создания. Различия экономических интересов между странами и разный уровень их экономического и политического развития, по всей вероятности, в очередной раз не приведут к какому-либо ощутимому сближению между странами, - считает он.
Судя по всему, объединение ОЦАС и ЕврАзЭС не вызовет серьезного нарушения политического равновесия в регионе. Что касается экономической стороны вопроса, заявленный проект по формированию общего рынка в Центральной Азии стал намного реальнее с момента присоединения к нему Узбекистана, однако во что он выльется, пока не ясно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции