Какое место сотрудничество с ЮНЕСКО занимает среди российских внешнеполитических приоритетов и что конкретно оно дает России?
С момента вступления нашей страны в ЮНЕСКО 21 апреля 1954 года и на протяжении всего последующего периода взаимодействие с этой авторитетной международной организацией, обладающей уникальным мандатом, было и остается важнейшим направлением российской внешней политики. За 60 лет своего существования ЮНЕСКО, насчитывая в настоящее время 191 государство, в том числе вернувшихся Великобританию и США, преобразовалась в крупнейший межправительственный форум по вопросам сотрудничества в гуманитарной сфере, объединяющий мировую интеллектуальную элиту. Созданные ЮНЕСКО международные сети сотрудничества включают сотни научных центров, университетов, школ, библиотек, музеев, творческих объединений по всему миру.
Для России это открывает не только, по существу, неограниченный доступ к новым партнерским связям и источникам научной информации, но и широкие возможности влияния на мировой интеллектуальный климат. Однако чтобы реализовать эти возможности, необходима активная дипломатия. Во многом благодаря ей наша страна с момента своего вступления в ЮНЕСКО является неизменным членом ее Исполнительного совета. Без участия России не обходится принятие практически ни одного сколь-нибудь важного решения.
В нашей стране всегда ценили устремленность ЮНЕСКО к высоким гуманистическим идеалам, ее приверженность задачам упрочения мира. Традиционная популярность ЮНЕСКО в России дает нам возможность привлекать к участию в реализации юнесковских проектов широкие интеллектуальные и общественные силы, объединяя их вокруг целей Организации. При этом главной задачей остается поддержка отечественных образования, науки и культуры на благо социально-экономического развития и процветания России. О большом значении, придаваемом сотрудничеству с ЮНЕСКО политическим руководством страны, свидетельствуют регулярные личные контакты президента Владимира Путина с генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой.
Масштаб программной деятельности ЮНЕСКО чрезвычайно широк. Какие ее направления являются наиболее актуальными и востребованными в России?
Хочу подчеркнуть, что все четыре сферы деятельности ЮНЕСКО, а именно: образование, наука, культура и коммуникация, получили в России объемное наполнение конкретными крупными проектами. Для их перечисления потребуется достаточно много времени. Из числа последних не могу не упомянуть проект "Восстановление образовательной системы в Чеченской Республике", который осуществляется в рамках масштабного программного направления ЮНЕСКО "Образование для всех". В сфере науки – это успешный запуск Международной программы по фундаментальным наукам, инициатором которой была Россия, многочисленные проекты в области изучения Мирового океана, геологии, экологии, биологии.
Особо хочу отметить плодотворное сотрудничество нашей страны с ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного и природного наследия в рамках Конвенции 1972 г., в котором задействованы практически все российские регионы. Сегодня в списке всемирного наследия насчитывается 22 российских культурных и природных объекта. В числе последних номинаций, фигурирующих в Списке, – "Исторический центр и крепостные сооружения Дербента", "Заповедник острова Врангеля", "Историко-культурный центр Ярославля", "Ансамбль Новодевичьего монастыря". Своей очереди на включение ожидают еще порядка двадцати объектов. Большой популярностью в России, являющейся многонациональным государством, пользуются программы сохранения нематериального наследия, нацеленные на поддержание народной культуры и фольклора. Несколько лет назад успешно стартовала и в настоящее время стала одной из самых распространенных в России программа ЮНЕСКО "Информация для всех", конечной целью которой является построение общества знаний.
Заметное место в ЮНЕСКО занимает проблематика образования в области прав человека. Обширное поле для отстаивания в международном плане интересов национальных и языковых меньшинств, включая наших соотечественников, открывается в связи с недавним принятием глобальных стратегий по правам человека. Хотел бы в этой связи отметить запуск новой общероссийской программы по созданию сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек, получившей высокую оценку ЮНЕСКО как позитивный опыт в использовании уже имеющейся инфраструктуры в целях формирования информационной культуры общества и построения правового государства.
Не могу не упомянуть о той огромной помощи, которую оказывают образованные при российской Комиссии по делам ЮНЕСКО профильные комитеты, призванные в областях своей компетенции осуществлять весь комплекс задач, связанных с реализацией юнесковских проектов на территории нашей страны, и являющиеся своего рода проводниками между комиссией и широкими слоями российской общественности. Активная деятельность этих комитетов, новые важные и интересные инициативы, которые разрабатывают наши эксперты, во многом способствуют росту авторитета России в ЮНЕСКО, распространению накопленного ею опыта в других государствах членах.
ЮНЕСКО имеет статус неполитической организации. Тем не менее, новые глобальные проблемы и угрозы диктуют настоятельную необходимость принятия мировым сообществом коллективных мер по их предупреждению и устранению. На Ваш взгляд, не вредит ли имиджу ЮНЕСКО ее принципиальная отстраненность от злободневных политических вопросов?
Позволю себе не согласиться с такой постановкой вопроса: авторитет ЮНЕСКО общепризнан. Организация никогда не уходила от обсуждения важнейших проблем современности. Другое дело, что в вопросах обеспечения мира и международной безопасности потенциал ЮНЕСКО востребован еще далеко не полностью. Это особенно очевидно перед лицом новых вызовов, с которыми сталкивается человечество: природные и техногенные катастрофы, международная террористическая деятельность, которая все чаще распространяется на сферы деятельности ЮНЕСКО - образовательные и культурные учреждения (достаточно вспомнить страшные события в Москве, в культурном центре на Дубровке, или в бесланской школе). Позиция России в этом вопросе заключается в том, чтобы тема противодействия террору стала более акцентированной в программной деятельности ЮНЕСКО
С другой стороны, значение миссии ЮНЕСКО в современном мире будет возрастать именно потому, что только в сферах международного сотрудничества, затрагивающего интеллектуальный и духовный мир человека, лежат долгосрочные, стратегические ответы на многие вызовы ХХI века. Эту особую миссию Организации отражает ключевой тезис из ее Устава: "Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира". Этот постулат оказался как никогда актуальным в современной международной обстановке, когда большинство вооруженных конфликтов возникает не между государствами, а внутри самих государств. Занимаясь в рамках своего мандата поисками путей раннего предупреждения таких конфликтов, ЮНЕСКО вышла на концепцию "культуры мира" – новой культуры межнационального и межкультурного общения, которая предполагает не просто отсутствие вооруженных конфликтов, а новый тип человеческого общения, основанный на взаимной терпимости, ненасилии, уважении многообразия культур, традиций и религий, соблюдении прав человека. Не случайно поэтому, отмечая возросшую потребность нашей страны в сотрудничестве с ЮНЕСКО, президент России Владимир Путин ставит задачу поддержать стратегическую линию организации на развитие диалога культур и цивилизаций в интересах укрепления стабильности мирового порядка.
Александр Владимирович, а какова роль ЮНЕСКО в современном мире?
Кажется, генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр назвал в свое время ЮНЕСКО "мозговым центром" ООН. Трудно не согласиться с этим определением. Роль ЮНЕСКО в осмыслении глобальных проблем современности неоспорима. Это касается ее участия в разработке стратегии преодоления разрыва между развитыми и развивающимися странами, сохранения экологического равновесия и биологического разнообразия планеты, научных исследований Мирового океана, этических аспектов научно-технического прогресса и развития информации и коммуникации, решения проблемы народонаселения, урбанизации, ликвидации неграмотности, сохранения природного и культурного наследия человечества.
Авторитет России в ЮНЕСКО, вклад российской дипломатии в совместные усилия по повышению эффективности работы этой организации в контексте реформирования всей системы ООН позволяет нам действенно влиять на ход обсуждения этих проблем.