На прошлой неделе, в день, когда президент России Владимир Путин в прямом эфире отвечал на вопросы граждан страны, из акватории Белого моря, с борта самого большого в мире тяжелого атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208), который находился в надводном положении, был произведен испытательный пуск новой российской стратегической ракеты с разделяющимися головными частями МБР Р-30 «Булава-30» или SS-NX-30, как ее называют на Западе. Через двадцать три минуты, преодолев более 11 тысяч километров, боевые блоки ракеты поразили предназначенные для них цели на полигоне Кура, расположенном на полуострове Камчатка.
Это событие стало знаковым для Военно-Морского Флота России и ее оборонно-промышленного комплекса. И хотя работы над доводкой твердотопливной «Булавы» и принятием ее на вооружение предстоит еще достаточно много, вплоть до конца 2007 года, когда ее планируют ввести в боевой строй, оно показало, что у страны появился реальный шанс на замену выработавших свой гарантийный срок жидкостных морских стратегических ракет.
Такой шанс особенно ценен, если вспомнить, что в ночь на 28 сентября сорвался очередной пуск стратегической ракеты РСМ-50 «Волна» с борта атомного подводного крейсера «Борисоглебск» (проект 667БДР класса «Кальмар»). Перед этим «осечки» с пусками той же ракеты с борта «Борисоглебска» были в июне 2005 года. А за год до того, во время учений на Северном флоте, за которыми наблюдал Владимир Путин, в феврале 2004 года не вышла из шахты ракета подводной лодки «Новомосковск» (проект 667БДРМ «Дельфин»). А ракета, пущенная с борта АПЛ «Карелия» (тоже проект 667БДРМ), потерпела аварию на 98-й секунде полета. И если учесть, что субмарины класса «Кальмар» и «Дельфин» - единственные на сегодняшний день носители стратегических ядерных ракет в отечественном ВМФ, то успех испытательного пуска «Булавы» видится уже как последняя надежда на сохранение морской составляющей Стратегических ядерных сил России. Тех самых сил, которые пока никогда не воевали и, даст Бог, воевать никогда не станут, но всегда будут реальным сдерживающим фактором для любого потенциального агрессора.
«Булавой» планируется оснастить строящийся сейчас на стапелях Северодвинского завода «Севмашпредприятие» атомный подводный крейсер четвертого поколения «Юрий Долгорукий» (проект 955 класса «Борей»). Его первый корпус из серии в шесть субмарин заложили еще в 1996 году в присутствии тогдашнего вице-премьера Анатолия Чубайса и мэра Москвы Юрия Лужкова. Глава столицы взял личное шефство над новым атомоходом, что должен был вступить в строй в начале ХХI века. Даже выделял на его постройку деньги из московского бюджета. Но лодка не заладилась. Подвела ее твердотопливная ракета «Барк», что делали для серии «Борей» в Миасском КБ имени Макеева.
Все три испытательных пуска «Барка» оказались неудачными, и решением Совета безопасности и тогдашнего министра обороны маршала Игоря Сергеева проект был закрыт. Создать для «Долгорукого» и его собратьев другую твердотопливную ракету под названием «Булава» поручили Московскому институту теплотехники, известному своими подвижными и шахтными стратегическими ракетными комплексами РТ-2ПМ «Тополь» (SS-25 Sickle, как их называют на Западе) и РТ-2ПМУ «Тополь-М» (SS-27). Тоже твердотопливными. Под новую ракету пришлось переделывать прямо на стапеле и субмарину.
Правда, задача осложнялась тем, что МИТ никогда не делал морских стратегических ракет, стартующих из-под воды. А сделать это крайне трудно. Вода плотнее воздуха в восемьсот раз, и «пробить» ее слой в несколько десятков метров можно только специальным вышибным зарядом, за которым, как вагон за паровозом, должна лететь ракета. Ни на миллиметр не приближаясь ближе определенного расстояния, ни на миллиметр не отставая. Прошлогодние сентябрьские «бросковые» испытания весогабаритного макета «Булавы» показали: Московский институт теплотехники справился с этой сложнейшей проблемой. Теперь ему предстоит провести цикл испытаний с пусками из-под воды уже не макета, а самой ракеты. И есть надежда, что в 2008 году, как обещает Сергей Иванов, «Юрий Долгорукий» все-таки заступит на боевую вахту, оснащенный всеми двенадцатью новыми «Булавами». Вслед за ним вступит в строй и второй корпус, который заложили в феврале прошлого года на «Севмашпредприятии». Он носит имя «Александр Невский». Затем и третий. Его спуск на воду запланирован на 2010 год. Будут ли три последних корпуса, – не известно.
Но известно, что под «Булаву» планируют переделать еще два оставшихся в строю тяжелых атомных подводных крейсера класса «Тайфун», где из сорока ракет Р-39 или РСМ-52 (SS-N-20 Sturgeon) с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения на каждой, по свидетельству бывшего командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова, осталось только десять. Остальные из-за ветхости и пожаровзрывоопасности выгружены из шахт и отправлены на утилизацию.
Таким образом, к концу 2012 года, ко времени реализации российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), у Военно-Морского Флота России должно быть около 16 атомных подводных лодок со стратегическими ракетами на борту. Кроме «Тайфуна» у моряков пока есть еще шесть атомных субмарин проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Delta-IV), где по 16 жидкостных ракет РСМ-54 или Р29РМ (SS-N-24 Skiff) на каждой с четырьмя ядерными блоками индивидуального наведения, и пять АПЛ проекта 667БДР класса «Кальмар» (Delta-III), где тоже по 16 жидкостных ракет, но РМС-50 или Р-29Р (SS-N-18 Stingray) с тремя ядерными боевыми блоками на каждой. Хотя сколько точно останется таких лодок и ракет к указанному сроку, никто точно сказать не может. Если технические неполадки, которые привели к срыву пусков ракет в прошлом и в этом году, так и не будут устранены, то не исключено, что эти лодки могут досрочно уйти в отставку.
Но проблема морской составляющей Стратегических сил сдерживания, как, впрочем, и их наземного компонента – Ракетных войск стратегического назначения, и воздушного – Дальней авиации, заключается не только в резком старении созданных еще в советское время стратегических ракетных комплексов. Но и в том, что пока нет окончательного решения, какие именно ракеты нам потребуются в ближайшие десять-пятнадцать лет и, может быть, в 2050 году?
Несмотря на явный успех испытательного старта «Булавы-30», Миасское КБ не оставляет надежды на реанимацию проекта «Барк». Параллельно ведет модернизацию ракеты РСМ-52 в варианте «Синева». Работают над новой ракетой и другие КБ. К примеру, Московский институт теплотехники, наряду с «Булавой» и шахтным вариантом «Тополя-М», не менее успешно работает над его мобильным собратом. И уже провел несколько испытательных пусков этой ракеты. Все они достигли поставленных целей. Каждый из этих комплексов имеет право на жизнь. У каждого есть свои преимущества. Например, подвижный «Тополь-М», как утверждают специалисты, невозможно найти ни со спутника космической разведки, ни даже самолетом дальнего радиолокационного дозора и наблюдения типа AWACS. А значит, его, в отличие от атомной субмарины или шахтного комплекса, невозможно уничтожить обезоруживающим первым ударом. Что делает эту машину надежным сдерживающим средством.
Подвижный и шахтный «Тополь-М», а также «Булава-30», как утверждают специалисты, максимально унифицированы. Хотя очевидно, что старт из-под воды, с земли или из шахты – принципиально разный. Тем не менее, унифицированные блоки этих ракет позволяют сэкономить средства на их создании и добиться высокой эффективности при проведении ремонтных, регламентных и обслуживающих работ. Тем не менее «финансовый вопрос» всегда стоит во главе угла при принятии решения о взятии на вооружение того или иного ракетного комплекса. Несмотря на то, что мы уже тратим на перевооружение армии и флота больше, чем зарабатываем на экспорте оружия и боевой техники, - свыше 6 млрд долларов в год. Но вот вопрос - насколько бережно и экономно тратят военные и конструкторы эти средства, своевременно ли поступают они от заказчика к производителям ракетной техники и поставщикам к ней комплектующих, обеспечивают ли непрерывную работу над проектом? Увы, не всегда.
И проблема тут не в том, достаточно ли этих средств для своевременной замены устаревших или устаревающих ракетных комплексов. Но и в том, чтобы Воткинский машиностроительный завод, где делают «Тополя» и «Булаву», имел постоянный заказ не на год или два, а на десятилетие вперед. Чтобы он мог рассчитать свои производственные силы и готовил кадры, способные делать лучшие в мире ракеты. Те самые, которых президент страны назвал «неуязвимыми», что способны работать на гиперзвуке и менять направление по курсу и высоте.
Конечно, существует вопрос: а зачем нам все эти стратегические ракеты – «Тополь-М» и «Булава-30», которые требуют так много внимания, забот и денег? Ни с США, ни с НАТО, ни, тем более, с Китаем мы воевать не собираемся, об этом не раз говорил и президент, и министр обороны, а против террористов – «чумы ХХI века» - их не применишь, даже для нанесения по ним превентивного удара в любой точке земного шара. Все так. И не совсем так.
Да, мы не собираемся воевать ни с США, ни с НАТО, ни с Китаем, вернее, они не собираются воевать с нами. По многим причинам. В том числе и потому, что у нас пока есть эти «Тополя» и даже «Сатана». Никому не хочется, чтобы на его голову свалилась ядерные боеголовки, тем более что защитить от них, как утверждают специалисты, не может ни одна система ПРО. Да и борьба с терроризмом в России, хотим мы это признать или нет, не превратила Чечню в Косово тоже по той же причине. Не стоит забывать, что и в «большую восьмерку» нас приглашают не из-за достижений в экономике, укреплении демократии и прочих заслуг, которых у очень многих стран мира уже значительно больше, чем у нас, а исключительно благодаря тому, что у России есть семьсот с лишним стратегических ракет. И с этим всем приходится считаться.
Пока «Тополь» и «Булава» остаются нашим единственным шансом на уважение в мировом сообществе в ближайшие годы. Других, к сожалению, маловато.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции