КИЕВ, 1 окт - РИА Новости. На Украине в субботу, 1 октября вступает в силу новая редакция закона о выборах народных депутатов по пропорциональной системе. Закон также в значительной степени усиливает ответственность и требования к содержаниям материалов СМИ.
Украинский парламент принял закон об изменениях в закон о выборах народных депутатов 7 июля 2005 года.
В документе говорится, что выборы депутатов проводятся "на основах пропорциональной системы с избранием депутатов в многомандатном общегосударственном округе по избирательным спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков политических партий".
Закон предусматривает, что в распределении 450 мандатов будут принимать участие те партии, которые по итогам голосования на выборах наберут не менее 3% голосов избирателей.
Планируется, что выборы народных депутатов пройдут 26 марта 2006 года.
Предыдущие выборы в марте 2002 года проходили по смешанной системе, которая предусматривала, что 225 депутатов избираются в 225 мажоритарных округах, еще столько же мандатов распределялись между партиями и избирательными блоками, преодолевшими четырехпроцентный барьер.
Кроме того, новый закон предусматривает новую более строгую процедуру составления и уточнения списков избирателей.
Вместе с тем, Центральная избирательная комиссия уже столкнулась со сложностями в составлении списков избирателей в связи с отсутствием в регионах электронных баз данных лиц, имеющих право голоса. Президент украинского Института избирательного права Юрий Ключковский в интервью телеканалу "Ай-Си-Ти-Ви" сказал, что общие списки избирателей будут составлены к началу - средине октября, а не к 1 октября, как того требует закон.
Вместе с тем, новая редакция закона предусматривает значительное ограничение прав СМИ на освещение избирательной кампании и действий кандидатов в информационных теле- и радиопрограммах и выпусках новостей.
В частности, закон дает определение понятию "политическая реклама". Оно трактуется как "печатные, устные, звуковые и аудиовизуальные виды и формы идейного влияния на людей, которые имеют целью прямо или опосредованно привлечь внимание к субъектам избирательного процесса, сформировать в обществе и в сознании граждан позитивное или негативное отношение к ним или направить политическое поведение граждан и социальных групп в их отношении к субъектам избирательного процесса во время выборов, в том числе информационные сообщения о мероприятиях, которые проводятся или поддерживаются (субъектами избирательного процесса) с указанной целью".
Таким образом, под понятие "политической рекламы" могут подпадать сообщения СМИ даже о заявлениях, действиях или акциях той или иной политической силы или отдельных ее представителей.
В связи с этим закон в значительной степени ужесточает требования к редакциям СМИ по освещению хода кампании.
Кроме того, закон наделил Центральную избирательную комиссию и окружные избирательные комиссии правом без решения суда приостанавливать до окончания избирательного процесса действие лицензии на право вещания или печать в случае распространения СМИ заведомо неправдивой информации или распространения призывов, в частности, к ликвидации независимости Украины.
Также эти комиссии наравне с кандидатами в депутаты могут оспаривать в суде действия или бездеятельность собственников, должностных лиц и творческих работников в связи с нарушениями требований к работе СМИ во время выборов.