Сергей Колчин, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН – для РИА «Новости».
Недавно между Россией и Германией было подписано соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ), который с легкой руки недовольных стран Балтии, Польши и Украины тут же получил название «пакт Путина-Шредера». Недовольство прежних «транзитных» стран понятно, но экономики в данном проекте, на наш взгляд, намного больше, чем политики.
ОАО «Газпром», BASF AG и E.ON AG подписали принципиальное соглашение о строительстве «Северо-Европейского газопровода», трасса которого пройдет через акваторию Балтийского моря. Партнеры намереваются создать совместное германо-российское предприятие, в капитале которого «Газпрому» будет принадлежать 51%, а компаниям BASF и E.ON – по 24,5%. Суммарные инвестиции, необходимые для реализации всего проекта СЕГ составляют более 4 млрд. евро.
Северо-Европейский газопровод соединит российское побережье Балтийского моря в районе г. Выборг с германским побережьем. В качестве места выхода морского участка газопровода на сушу предварительно предусматривается район г. Грайфсвальд. Протяжённость газопровода превысит 1200 километров. Ввод СЕГ в эксплуатацию намечен на 2010 год, причем на первом этапе планируется строительство одной нитки пропускной способностью около 27,5 млрд. кубометров газа в год. Проект также предусматривает строительство второй нитки газопровода и увеличение пропускной способности СЕГ в 2 раза – до 55 млрд. куб. м. природного газа в год.
Суть проекта - в организации прямого коридора для поставок газа от основного его производителя (России) до крупнейшего рынка сбыта (Западная Европа). Причем это не только Германия, но и другие страны. Ресурсы альтернативных газодобытчиков в регионе (Норвегия, Голландия, Великобритания) сейчас близки к исчерпанию.
И Россия, и Германия от проекта выигрывают. Сейчас Германия – крупнейший экспортный рынок «Газпрома». СЕГ позволит компании создать дополнительный маршрут для поставок газа на этот неуклонно растущий рынок, а также укрепить свои позиции и репутацию надёжного поставщика газа в Германию и другие страны Западной Европы. Через СЕГ Германия будет напрямую соединена с гигантскими месторождениями природного газа России. Это должно способствовать удовлетворению возрастающей потребности Германии и других европейских стран в импорте газа, повысит надёжность их газоснабжения. Как отмечают европейские официальные лица, эксперты и средства массовой информации, стабильность энергетических поставок для Европы на ближайшие десятилетия прямо зависит от отношений с Россией. Кроме того, благодаря интеграции СЕГ в трубопроводные системы предприятий «WINGAS» и «E.ON Ruhrgas» в Германии, немецкие компании будут получать дополнительные объёмы газа.
По мнению экспертов, уже в первый год эксплуатации СЕГ российская сторона получит выручку в размере около 4 млрд. долл. Для России также сокращаются расходы за транзит, которые только на украинском участке составляют 20% от выручки (около 13% объема - плата за транзит и еще примерно 7% расходуется на поддержание давления в трубах). Кроме того, возможность подключения к «газпромовской» сети нескольких новых стран - Великобритании, Нидерландов и Дании открывает России широкие возможности для расширения энергетического присутствия в Европе.
Проект стал возможным только в условиях нынешней, весьма благоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители. Напомним, что ранее, с не меньшим ажиотажем обсуждались другие газотранспортные проекты для России: прокладка дополнительной ветки газопровода «Западная Сибирь-Западная Европа» через Белоруссию и трасса «Голубой поток» в Турцию. Но в тогдашних условиях оба проекта, мягко говоря, не оправдали ожиданий. По первому, выяснилось, что России просто нечем наполнить новую трубу, без масштабных инвестиций в газодобычу, а западные партнеры охотно предоставляли кредиты «Газпрому», но не шли на прямые инвестиции. Кроме того, транзитная зависимость от Минска на поверку оказалась для России не лучше, чем от Киева. По второму, турки внезапно отказались от покупки всего предлагаемого им газа по мировым ценам. Позднее ситуация была урегулирована, но проблемы – налицо.
Теперь положение коренным образом изменилось. Очевидно, что нынешние топливные цены повысились всерьез и надолго. Мировые нефтегазовые гиганты готовы напрямую инвестировать свои средства и в российскую газодобычу, и в строительство инфраструктурных и газоперерабатывающих объектов. Причем между ними даже наметилась конкуренция за право участия в проектах «Газпрома». Более того, они уже готовы поделиться с последним прибылями и собственностью в сфере газоснабжения потребителей в Европе.
Соответственно, можно утверждать, что давно известные проекты освоения гигантских газовых месторождений на севере России (Заполярное, Приразломное, Штокмановское, Южно-Русское и др.) становятся сейчас вполне рентабельными. Например, сырьевой базой для СЕГ скорее всего станет Штокмановское газоконденсатное месторождение. «Газпром» недавно огласил предварительный список из пяти компаний для формирования консорциума по разработке Штокмановского месторождения. В него включены норвежские компании Hydro и Statoil, французская Total, американские Chevron и ConocoPhillips.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции