Политический обозреватель РИА «Новости» Петр Гончаров.
США теряют самую ценную для продолжения антитеррористической операции в Афганистане базу – свою военную базу «Карши-Ханабад», расположенную на юго-востоке Узбекистана, в непосредственной стратегической близости к району операции.
Как стало известно, американские войска теперь уже бесповоротно покидают Узбекистан. В минувший вторник, уже поздно вечером, прибывший в Ташкент помощник госсекретаря США Дэниел Фрайд в ходе своей пресс-конференции признал, что его переговоры с президентом Исламом Каримовым не дали Вашингтону желаемого результата. Каримов остался непреклонным в своих ранее выдвинутых требованиях к США, и американские войска «без дополнительных обсуждений» вынуждены покинуть Узбекистан. Уже к концу этого года «Карши-Ханабад» полностью перейдет под контроль узбекских ВВС.
Узбекистан был первой среди центральноазиатских республик, предоставивших свою территорию для американской военной базы еще в сентябре 2001 года в рамках проведения США (а впоследствии и прочими силами антитеррористической коалиции) операции в Афганистане. Однако в мае текущего года Ташкент потребовал немедленного вывода США своей авиабазы «Карши-Ханабад».
Свои требования Ташкент официально объяснил тем, что активная часть антитеррористической операции в Афганистане, на период которой якобы по договоренности сторон и выделялся аэродром под базу, закончена, значит и базу пора выводить. Позиция Ташкента была поддержана и другими участниками ШОС, обратившихся к США с аналогичным предложением. Пока - с предложением.
Всем понятно, впрочем, что решение Каримова стало его ответной реакцией на позицию Вашингтона по поводу событий в Андижане. В частности, Ташкент видит неискренность в американском требовании о проведении международного расследования этих событий. Ташкент дал понять, что у него имеется информация о причастности сотрудников американского посольства к организации андижанских событий, в ходе которых власти Узбекистана были вынуждены применить оружие.
В принципе, есть немало другой – и вызывающей доверие - информации о том, что мятеж в этом городе никак не вписывается в схему "восстания мирных жителей против репрессивного режима". Конечно, Вашингтон совершил ошибку, давая чересчур однозначные оценки этой истории. За которую и поплатился.
Но, оставляя в стороне перипетии андижанских событий, хотелось бы отметить одно обстоятельство – насколько надежно нейтрализованы в ходе «активной фазы» операции в Афганистане талибы, боевики Хекматияра и Аль-Каиды, и найдут ли США и возглавляемая ими коалиция полноценную замену ханабадской базе?
Сомнительно. Прежде всего, оставшейся единственной американской базе в Центральной Азии, которая дислоцируется в Киргизии, вблизи столичного международного аэропорта Манас, явно будет не по силам выполнять в одиночку функции «аэродрома подскока» - то есть транзита, промежуточной базы. Аэродром в Манасе уже перегружен американскими самолетами. По словам жителей близлежащих к нему поселков Раздольное, Мраморное, Васильевка и др. из-за несмолкающего гула самолетов «в домах одновременно и спать, и не спать невозможно». Не случайно эту базу уже взяли «на заметку» местные «зеленые» - с окружающей средой она явно не в ладах.
Вряд ли найдется полноценная замена и на территории Афганистана. По мнению представителей военных и политических афганских кругов, с кем мне довелось беседовать в ходе недавней поездки в Кабул, единственная база в Афганистане, которая бы могла стать полноценной заменой «ханабадской» – это аэродром в Шинданде. Однако аэродром этот расположен в районе «военной нестабильности», и сами США, хотя уже и провели его тщательный осмотр, к его использованию относятся с настороженностью.
По тем же соображениям не подходит и аэропорт в Кандагаре. К оставшимся двум другим аэропортам в Мазари-Шарифе и Герате сами американцы относятся скептически в силу различных факторов. В Герате – по причине близости к Ирану и проиранских симпатий населения. В Мазари-Шариф - в силу ограниченных возможностей аэропорта. И потом, нельзя сбрасывать со счетов традиционно дружественных связей этой северной провинции Афганистана с Узбекистаном.
Что же касается талибов, Хекматияра и Аль-Каиды, то, как показали недавние афганские парламентские выборы, они неожиданно заметно активизировали свои действия в юго-восточных, южных и юго-западных провинциях Афганистана. Сам президент Афганистан Хамид Карзай был вынужден признать, что только за восемь месяцев текущего года потери афганцев от талибов и иже с ними составили уже более тысячи человек. В предыдущие годы таких потерь не было. Администрация Карзая давно уже выходит с предложением об увеличении сил коалиции и Международных сил содействия безопасности (МССБ) и расширения их зоны ответственности. Потеря же военных баз в Центральной Азии безусловно поставит перед США массу проблем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции