Чемпионат России по телевидению (как и по футболу) вышел на финишную прямую. В понедельник стали известны номинанты. 18 ноября телеакадемики в эфире канала «России» назовут победителей в 39 номинациях.
Как и в футбольном турнире, здесь пока много неясного.
Как и в футболе, определенную роль играет закулисная сторона.
Как и в футболе, зрители интересуются: а судьи кто?
На сей раз вопрос этот вовсе не риторический, поскольку есть новации. Суд будет экспериментальным.
Но сначала о пейзаже перед битвой, то есть о претендентах на «орфеев» в наиболее престижных номинациях.
Таковыми считаются информационно-аналитические программы, художественные и документальные сериалы, развлекательные шоу. Ну и понятное дело: персоны их созидающие и олицетворяющие – ведущие, авторы, репортеры, актеры, шоумены.
Что касается информационно-политической поляны, то здесь в основном знакомые все лица и программы: «Времена» (Первый канал), «Вести недели» («Россия»), «Неделя с Марианной Максимовской» (РЕН-ТВ).
На новостной ниве лидируют московские «Вести», «Сегодня в 22.00» и региональная программа «Час пик» (Томск).
Если же говорить о персонах ведущих, то здесь есть нововведения. С известными аналитиками Владимиром Познером и Сергеем Брилевым за статуэтку поспорит Александр Архангельский, ведущий авторской программы «Тем временем» на канале «Культура». А на победу среди чистых «новостников» будет претендовать Андрей Норкин (зрители его должны помнить по старому НТВ) – он ведет программу «Сейчас в России», производимую телекомпанией «Эхо». Конкуренцию ему составят Алексей Пивоваров («Сегодня в 22.00») и Мария Ситтель («Вести»).
Интересная компания образовалась в номинации «Интервьюер». Здесь соперниками уже маститого Владимира Соловьева («Воскресный вечер») стали екатеринбуржец Евгений Енин («Стенд») и томичка Юлия Мучник («Час пик. Суббота»).
Строго и честно говоря, особого интереса к перипетиям этих внутривидовых сражений нет. В значительной степени оттого, что телевизионное пространство в минувшем сезоне оказалось зачищенным от информационно-аналитических программ.
Прошлогодняя церемония «ТЭФИ», как мы помним, была украшена скандальным демаршем группы академиков. На сцене доминировал похоронный юмор победителей, среди которых продолжительной овации (протестного свойства) удостоился Леонид Парфенов.
Одни победители из числа закрытых программ, получая своих «орфеев», благодарили за то, что о них, как о покойниках, предпочли сказать хорошо, другие - за цветочки на свою могилку. Тогда собственно и состоялся незримый бой между двумя командами – «Мертвые души» (почившие передачи) и «Живые трупы» (передачи все еще пребывающие в эфире, несмотря на их недееспособность).
Рубикон был перейден: российское телевидение из информационно-развлекательного трансформировалось в развлекательно-информационное. Почувствуйте разницу. Топ-менеджеры телекомпаний ее почувствовали и стали энергично вкладываться в амбициозные музыкально-юмористические и приключенческие проекты. Получили продолжение «Последний герой», «Розыгрыш» и «Фабрика звезд». Бесперебойно работал конвейер по производству «Аншлага» и «Кривого зеркала». Показателен рейтинговый рывок дециметрового канала СТС, претендующего на звание «первого развлекательного». Совершил он его в значительной степени благодаря «Моей прекрасной няни». А кроме того шумно и броско раскручивались такие масштабные праздники «попсы», как конкурс «Евровидения», конкурсы «Пять звезд» в Сочи, «Новая волна» в Юрмале.
В номинанты, правда, прорвались немногие. На лучшую музыкальную программу претендует, в частности, «Фабрика грез», которой будет противостоять ностальгическая передача «Жизнь прекрасна» от Михаила Швыдкого, и с ними обеими сразится «Вокзал мечты» Юрия Башмета. Академикам, стало быть, придется сравнивать несравнимое и даже несоотносимое – классику с попсой. У них трудный выбор.
Он мог бы оказаться еще более сложным, если бы в какую-нибудь тройку лидеров просочились Петросян и Дубовицкая. Например, в качестве интервьюеров.
Они не просочились, хотя какое-то петросяновское «Кривое зеркало» телеканал «Россия» пытался протолкнуть.
В этом отношении везет Андрею Малахову – он уже не в первый раз станет бороться за звание лучшего ведущего развлекательной программы. Смею надеяться, без успеха. Странные люди эти телеакадемики – вроде бы все профессионалы, но не заметившие талантливого Ивана Урганта, шоумена, что называется, от бога, и настырно двигающие в звезды неартистичного, косноязычного вопленника Малахова.
Но едва ли не в самом пикантном положении окажутся академики, когда им придется выбирать между великой актрисой Инной Чуриковой и фантастически популярной Анастасией Заворотнюк. А третья с ними - Светлана Крючкова, которая запомнилась в роли супруги Брежнева в сериале «Брежнев».
Если это голосование будет носить фарсовый характер, то предстоящий выбор между артистами-мужчинами Михаилом Козаковым («Таиров»), Сергеем Шакуровым («Брежнев») и Алексеем Серебряковым («Штрафбат) – настоящая драма.
Вообще надо заметить, что самая закрученная интрига борьбы творческих амбиций телевизионных мастеров обнаружилась в художественно-документальном разделе вещания.
Во-первых, как и два года назад, когда появился «Идиот», мы имеем очевидных лидеров. В документальном кино – это цикл «Исторические хроники с Николаем Сванидзе». В художественном – сериал «Штрафбат» Николая Досталя. Последний вообще рекордсмен – он представлен в шести номинациях. Но у него и сильные соперники – «Дети Арбата», «Гибель империи», «Брежнев».
Во-вторых, действует закон сохранения творческой энергии – она из хроникально-политической области перетекла в историко-беллетристическую сферу. Надо полагать, что в следующем году конкуренция в кинематографических номинациях станет еще более азартной, поскольку в борьбе за бронзовые «орфеи» столкнутся «Дело о «Мертвых душах» (сериал уже прошел в эфире), «Мастер и Маргарита», «В круге первом», «Доктор Живаго» (это нам все предстоит увидеть в обозримом будущем). А за право взойти на верхние ступеньки пьедесталов поспорят такие мастера кино, как Павел Лунгин, Владимир Бортко, Глеб Панфилов, Александр Прошкин.
Давно ли мы ужасались, как эфирное пространство стремительно засоряется дешевыми криминальными и мелодраматическими сериалами. А теперь оно мало-помалу цивилизуется, окультуривается. Тенденция отчетлива.
Так, может, наше развлекательно-информационное ТВ станет еще немножечко и художественным?
Чтобы оно стало таким, важно чтобы на предстоящей церемонии победили сильнейшие, в чем, однако, есть определенные сомнения.
Сколько существует телеакадемия, столько ломаются копья по поводу объективности ее вердиктов. Пока академиков насчитывалось около трех десятков, была проблема, связанная с необходимостью преодолевать вкусовые и субъективные пристрастия «судей». Лекарством от этой болезни стало резкое расширение состава членов академии. Но тогда дали о себе знать симптомы другого «недуга»: корпоративной солидарности. Стали возможными закулисные договоренности. Или, как это называется в футболе, договорные игры.
В этом году будет опробована совершенно экзотическая схема определения победителя. Перед голосованием по одной группе номинаций компьютер произвольно выберет 12 академиков, которые открыто перед лицом своих товарищей и начальников будут бросать на чашу весов свои «да». Потом – по другой и т.д.
Как бывает в подобных случаях, в рядах академиков появится много «уклонистов». Останутся те, кому терять нечего, и те, которые уже могут не опасаться что-либо потерять.
На мой взгляд, ничего более антидемократичного нельзя было и придумать. Но процесс голосования (как и неголосования), несомненно, будет захватывающим и даст информацию для размышления о самом телевизионном сообществе.
***
Мой выбор
Информационная программа – «Страна и мир»
Ведущий информационной программы – Алексей Поборцев
Аналитическая программа – «Тем временем»
Ведущий аналитической программы – Александр Архангельский
Документальный сериал – «Исторические хроники с Николаем Сванидзе»
Режиссер-документалист – Александр Иванкин («От любви к ненависти. Уинстон Черчилль»)
Репортер – Андрей Лошак
Спортивный комментатор – Василий Уткин
Художественный сериал – «Штрафбат»
Режиссер художественного кино – Николай Досталь («Штрафбат»)
Актер – Сергей Шакуров («Брежнев»)
Актриса – Евгения Симонова («Дети Арбата»)
Шоумен – Иван Ургант («Народный артист»)
Рассказчик – Анатолий Смелянский «Предлагаемые обстоятельства».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции