Политический обозреватель РИА «Новости» Юрий Филиппов.
Ситуация в России абсолютно стабильна. Эта констатация, сделанная российским президентом Владимиром Путиным в самом начале его многочасового телеобщения с россиянами является, вероятно, наиболее емкой оценкой того положения, в котором находится сегодняшняя Россия.
Российский экономический рост, составляющий в последние пять лет в среднем семь процентов ежегодно, снял значительную часть проблем, с которыми администрация Владимира Путина столкнулась в 2000-м году, когда он впервые был избран президентом. Страна кардинальным образом улучшила свое международное положение и репутацию в мире после того как частично погасила свой внешний долг. Если в 1999 году сумма российского долга в 150 млрд долларов в шесть-семь раз превышала доходы федерального бюджета и была сравнима с величиной годового национального продукта, то сегодня внешние долги России составляют лишь 16 процентов от ее ВВП, что, как с явным удовлетворением отметил президент, является одним из лучших показателей в Европе.
По сравнению с 2000-м годом существенно вырос средний жизненный уровень россиян, и это стало серьезным фактором внутриполитической стабильности. Не случайно рост реальных доходов населения является одним из ключевых экономических показателей, за которыми постоянно следит президент Путин. По его словам, в текущем году, за вычетом инфляции, они составят 8,5 – 10 процентов. Это почти в два раза выше, чем в 2004-м году, когда доходы населения возросли на 5,5 процентов.
Подход к экономическому росту, как к общему стабилизатору ситуации в стране, характеризует политический стиль Владимира Путина на протяжении всего времени его президентства. Российский экономический рост последних пяти лет позволяет снижать социальные издержки рыночного реформирования России, а рыночные реформы, в свою очередь, становятся фактором, стимулирующим экономический рост. Очевидный экономический результат проявляется в повышении общего уровня жизни россиян, что отражается в росте их реальных доходов. Результат политический – в той самой стабильности, о которой сказал Путин в начале своего телевыступления.
При этом очевидно, что и основные российские проблемные точки, такие, например, как ситуацию на Юге страны и в Чечне, президент тоже в значительной степени склонен рассматривать сквозь призму экономического развития. Ситуация с массовой безработицей в Дагестане, Ингушетии и особенно в Чечне, где на одну вакансию претендует до 500 соискателей, в основном молодых людей, является, по оценке президента, «абсолютно недопустимой». Выход, считает Путин – все в том же расширении экономических возможностей, создании новых предприятий, собственной экономической базы республик Юга. По словам президента, этот процесс уже идет, количество работающих постоянно увеличивается. Однако вовлечение южных республик России в активную экономическую жизнь, безусловно, будет сложнейшей задачей для российских властей, возможно, не менее трудной, чем подавление очагов террористической угрозы в Чечне. Путин и сам косвенно признал это, дав понять, что, несмотря на имеющиеся у руководства России «определенные планы» по поводу экономики Юга страны, их будет «невозможно реализовать сегодня-завтра».
Тем не менее, из ответов президента следует, что в целом экономический рост не просто стабилизировал общую ситуацию в России, но и уже создал здесь основные предпосылки для решения главных социальных проблем – в сферах здравоохранения, образования, жилищной политики. Разбогатевшему за последние пять лет государству вполне по карману помочь им ресурсами и финансами, не отказываясь при этом от реформирования социальной сферы на рыночной основе. Стабильность, достигнутая за счет экономического роста, делает это вполне реальным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции