- Александр Сергеевич, в каком формате Круглый стол промышленников России и ЕС проводился раньше и почему в этом году было решено изменить его? Будет ли расширенный формат сохранён и в будущем?
Раньше приглашения на Круглый стол направлялись только избранным компаниям "по списку". Список формировался на основе предложений руководителей рабочих групп, а также российского и европейского секретариатов Круглого стола и утверждался его сопредседателями.
Расширенный формат означает "оферту", то есть публичное приглашение всем желающим принять участие в форуме без каких-либо изъятий и ограничений. Он также означает, что заседания рабочих групп будут проходить в открытом режиме с участием в дискуссии всех желающих. Решение о новом формате принято по нескольким причинам.
Во-первых, потребность в диверсификации экономических связей России и ЕС потребовала выявления всего спектра европейских и российских компаний, реально заинтересованных во взаимном сотрудничестве и, соответственно, максимального расширения участия бизнеса в работе Круглого стола.
Во-вторых, это решение Круглого стола об активном вовлечении бизнеса в реализацию плана действий (дорожной карты) по формированию общего экономического пространства России и ЕС. В сущности речь идет о формировании широкого делового лобби в пользу серьезного углубления экономического сотрудничества России и ЕС, перевода его на рельсы долгосрочного стратегического партнерства. Эта задача также требует более широкого представительства бизнеса в Круглом столе.
Наконец, в-третьих, открытый формат нужен для постоянного пополнения и обновления наших постоянных рабочих групп за счет новых заинтересованных участников.. Мы не хотели бы, чтобы они превратились в межкорпоративные "междусобойчики", закрытые для других компаний. В мире бизнеса все быстро меняется, поэтому равные правила игры и принципы открытой конкуренции необходимы для экономического здоровья самого бизнеса и стабильного развития экономических отношений между Россией и ЕС.
Открытый и расширенный формат Круглого стола безусловно будет сохранен в будущем, это принципиальное решение его руководителей. Более того, мы будем думать о том, как его укрепить и сделать максимально привлекательным. Для этого мы также привлекаем к организации нашего собрания таких высокопрофессиональных организаторов деловых форумов как компания "Eventica", которая создала исключительно успешный и популярный Российский экономический форум. Это уже дало свой эффект: число участников Круглого стола в Лондоне будет как минимум вдвое выше наших обычных показателей. Мы ожидаем 400-450 человек вместо обычных 200- 250.
- В чём сходства и отличия между Круглым столом промышленников России и ЕС и Российским экономическим форумом (РЭФ), который ежегодно проходит в Лондоне?
РЭФ посвящен главным образом проблемам развития российской экономики и возможностям для западных инвестиций в России. Определенное пересечение по тематике, кругу участников и интересам безусловно есть. Однако мы скорее дополняем друг друга, чем конкурируем. Круглый стол занимается исключительно проблемами и перспективами двустороннего делового сотрудничества и рассматривает вопросы развития российской экономики только в этой связи. Круглый стол ориентирован не только на создание, но и на поддержание и развитие деловых контактов между компаниями, на трансформацию этих контактов и дискуссий в конкретные совместные бизнес-проекты. Для этого мы используем целую систему рабочих и контактных групп по различным секторам экономики и отраслям промышленности. В каком-то смысле мы более рабочий механизм, чем РЭФ, который является скорее политической площадкой для бизнеса. Но с другой стороны, РЭФ - более масштабный и открытый форум, чем собрания Круглого стола, и привлекает гораздо больше участников.
- Насколько хороша, на ваш взгляд, нынешняя степень взаимодействия политиков и бизнесменов в выстраивании диалога России и Евросоюза? Какие "мосты" поможет навести Круглый стол между властью и бизнесом?
Круглый стол сам по себе является мостом между бизнесом и властью в вопросах развития экономического сотрудничества России и ЕС. В этом его главная цель и предназначение. Мы имеем устойчивые институциональные связи с государственными органами России и ЕС (официальными кураторами Круглого стола являются министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко и вице-президент Европейской Комиссии Гюнтер Ферхойген) и отработанные процедуры взаимодействия с ними. Выводы и рекомендации Круглого стола идут на самый верх, напрямую докладываются на саммите Россия-ЕС и учитываются государственными органами России и ЕС в своей работе. Другой вопрос, насколько широк этот мост, есть ли на нем двустороннее движение и какие товары по нему перевозятся.
Ситуация здесь заметно улучшается в последние годы, но все равно остается весьма далекой от идеала или даже от здравого смысла.
Экономики России и ЕС в основном частные и работают по законам рынка. На этих же принципах строится взаимодействие российских и европейских компаний, включая, кстати, государственные или смешанные компании с государственным контролем. Реальные решения по проектам принимаются в штаб-квартирах компаний, хотя, конечно, и с учетом всех других факторов.
А если вы посмотрите на дорожную карту по созданию общего экономического пространства России и ЕС, то что вы увидите? Вы увидите развернутую схему взаимодействия государственных органов, министерств и ведомств по вопросам, затрагивающим жизненные интересы бизнеса и, по большому счету, его прерогативы и права. Но где там сам бизнес? Механизм его участия, его роль, система консультаций - ничего этого нет. Но без бизнеса все эти планы так и останутся на бумаге и "выстроить" его административными методами не получится. Нужно партнерство и нужны его механизмы в рамках четырехстороннего формата (бизнес и власти с обеих сторон). Тогда может быть очень продуктивный диалог и государственные решения могут быть подкреплены реальными действиями деловых кругов.
Вопрос о том, как следует организовать участие бизнеса в этом процессе и в чем должна состоять его роль, будет одним из центральных пунктов дискуссии в Лондоне. В ней также примут участие представители ведущих объединений промышленников России и ЕС (Союз конфедераций промышленников Европы, Европейский круглый стол промышленников, Российский союз промышленников и предпринимателей). В последнее время мы видим, что этот момент все более отчетливо осознается как на уровне российского правительства, так и на уровне Европейской комиссии и ведущих стран ЕС (в первую очередь Германии, Италии, Великобритании) и мы видим очень большой интерес.
- Несомненно, главным вопросом в экономическом блоке взаимодействия России и Европейского Союза является энергодиалог. Под каким углом на Круглом столе будет подниматься проблема энергетического сотрудничества?
Круглый стол и созданная под его эгидой Руководящая группа по энергетике из 6 руководителей ведущих энергетических концернов России и ЕС (Газпром, РАО ЕЭС, ТНК-ВР, E-On, British Petroleum и Газ-юни) выступили в прошлом году в Гааге с инициативой серьезного пересмотра тематики и структуры энергодиалога, а также значительного расширения роли бизнеса в этом процессе. Эти предложения были подержаны руководством России и Европейского союза. В настоящее время созданы и начали работать четыре смешанные тематические группы жнергодиалога – по инвестициям в ТЭК, по развитию энерготранспортной инфраструктуры, по совершенствованию режима торговли энергоносителями, по энергосбережению и энергоэффективности.
Первые выводы и рекомендации этих групп будут представлены саммиту Россия-ЕС, который пройдет 4 октября в Лондоне. Мы надеемся, что руководители России и ЕС положительно оценят первые результаты работы и продлят мандат этих групп на следующий год. С нашей точки зрения это реально поможет перевести энергодиалог из сферы общих дискуссий в плоскость конкретных проектов и инвестиций.
При этом Круглый стол, выражая общие интересы бизнеса, предлагает рассматривать энергетическое сотрудничество в максимально широком плане, включая не только нефть и газ, но электроэнергетику, торговлю ядерными материалами и сотрудничество в ядерной энергетике, нефтепереработку, газо- и нефтехимию, энергомашиностроение и инженерные услуги и т.д. Принципиально важно создать надежную и устойчивую систему долгосрочных энергетических отношений России и ЕС по всему фронту. Это серьезно повысит энергетическую и экономическую безопасность обеих сторон в наше тревожное время.Такая система должна опираться на общие рыночные правила игры и долгосрочные контракты, взаимность в плане доступа к рынкам, капиталу и технологиям, на стратегические корпоративные альянсы и совместные инвестиции. Эти вопросы будут обсуждаться на заседании Рабочей группы по энергетике Круглого стола в Лондоне. При этом есть намерение выделить в каждой области 1-2 ключевых вопроса, по которым можно было бы начать действовать не откладывая дела в долгий ящик. Бизнесу нужны результаты, а не просто дискуссии.