Утро в Израиле. В тени уже под тридцать. Раввины, прижав к груди Тору и прочие премудрые книги, задумчиво шагают в синагогу. Старушки в шляпках по моде НЭПа, наоборот, спешат домой – несут внукам на завтрак свежий йогурт. Тут же мадонны с младенцами на утренней прогулке, пока не ударил самый солнцепек. Удачливые бизнесмены с достоинством, не спеша, открывают ювелирные магазины. Неудачливые бизнесмены свои мелкие лавочки уже давно открыли. У «русского магазина», где есть все сорта московского пива, черный хлеб и соленые помидоры, отчетливый одесский говорок: «Как ваше все в порядке?» Полиции нет вообще. Солдат с рюкзаками и винтовкой М16 можно увидеть лишь на автобусной остановке – едут с утра пораньше в свою часть на работу. Тишина и покой. Будто не эту страну я еще вчера видел на экране ТВ: то теракт, то армия проводит операцию возмездия, то власть силой вывозит поселенцев из Газы.
Похоже, я попал на Землю Обетованную в самую мирную неделю ее существования. О недавних разногласиях по поводу Газы напоминают лишь оранжевые ленточки оппозиции. Их можно увидеть на автомобилях и детских колясках. Правда, немного. К тому же на солнце все они так быстро выцвели, что, кажется, все это произошло во времена Навуходоносора. Как бы то ни было, Шарон свои обещания выполнил, а вот Аббас пока нет. Так что, кровь по телевизору, к сожалению, еще покажут.
Сумели ли сионисты реализовать свою мечту? Формально, да. Доказательство вот оно – Государство Израиль. И все же есть вопросы. Слишком мозаичной, а значит, и потенциально хрупкой выглядит пока эта страна. То, что кому-то важна Стена Плача, кому-то Гроб Господень, кому-то мечеть на Храмовой горе, кому-то алмазы, а кому-то семечки, это понятно. Речь о фундаменте. Молодые корешки нового еврейского государства еще не проросли вглубь и уж точно еще не дошли до тех библейских корней, ради которых и рвались сюда первые переселенцы. Да и вопрос: можно ли те древние корни оживить, когда они встретятся с корнями нынешними? Между тем, без прочной корневой системы ни одно государство не может чувствовать себя уверенно. Впрочем, если евреи оживили иврит, почему не произойти и этому чуду.
Мозаика лежит в основе самого сионизма. Те, кто знает его историю, до сих пор поражаются, как не распалось это движение, настолько противоречивы источники его питавшие, настолько влияли на дело амбиции его лидеров, настолько разными оказались так называемые «алии» - волны переселенцев. Два главных полюса - почти полностью ассимилировавшиеся евреи Западной Европы и евреи Восточной Европы, сохранившие в черте оседлости былые традиции. Для одних родной стала западноевропейская культура, для других культура местечка. Одни на французском читали Гюго, другие на идиш Шолом-Алейхема. Одни были либералами, другие почти поголовно социалистами. Не поддержали сионизм и раввины. Восстановление иудейского государства не могло быть для них делом рук человеческих. Лишь постепенно и с оговорками раби смирились. Все эти противоречия постоянно сотрясали сионизм и, как составная часть, вошли в нынешнюю израильскую мозаику. Наконец, с момента зарождения сионизма в среде основоположников доминировала наивная мысль, будто с арабским окружением не возникнет никаких проблем, все будет мирно. Т.е., иначе говоря, в основе сионизма лежала в значительной мере утопия.
Естественно, сионизм возник не сам по себе, его породил антисемитизм. Главной целью стало спасение всех евреев, создание экономического и культурного, надежно защищенного от бури национального гнезда.
Переселенческое дело оказалось, однако, неимоверно трудным. Первой алией считается попытка трехсот евреев из Харькова в 1881 году переселиться в Палестину. Из 300 человек до места отправления – Одессы добралась лишь треть, из Одессы до Константинополя - сорок человек и, наконец, до самой Палестины – всего 16. Далее первопроходцы столкнулись с новыми сложностями – денег на покупку приличной земли у них не было, так что по дешевке арабы продавали им самые плохие участки, либо заболоченные (с малярией в придачу), либо голые камни. Наконец, все это были интеллигенты, не имевшие знаний в области сельского хозяйства, ни, тем более, привычки к физическому труду. Лишь благодаря величайшему энтузиазму и немалым жертвам смогли они зацепиться за Землю Обетованную. Чуть позже к ним добавилась еще пара сотен выходцев из России.
Ко всему прочему, сионизм, вопреки мифологии, на самом деле очень долго был нищим, а еврейские богачи помогать утопистам отказывались, либо, как Ротшильд, выдвигали свои условия. Тот согласился помогать новым коммунам (кибутцам) только если поставит во главе каждой своего управляющего. Следующие «волны» эмиграции с возмущением открыли для себя, что первые переселенцы, отказавшись от «высоких моральных принципов», стали постепенно хозяевами плантаций, используя наемный труд местных жителей – уроки Ротшильда не прошли даром. И сегодня проезжая по дорогам Израиля можно справа увидеть процветающий «капиталистический» кибутц, а слева более скромный «социалистический», на земле которого, впрочем, тоже уже стоит какой-нибудь супермаркет, либо налажено производство, приносящее прибыль. Короче говоря, Израиль построили не столько сионисты, сколько еврейское терпение, ум и руки, сумевшие превратить пустыню в сад. Кажется, только здесь можно увидеть, как под каждое маленькое дерево подведена оросительная система – иначе на камнях они не выживут. Все сельское хозяйство страны создано теми, кто считался в России людьми неспособными к труду в поле. Евреи доказали, что могут все: и гранить алмазы, и выращивать апельсины, и создавать высокие технологии, и защищать свое гнездо.
Все это так. И все же мечта сионистов оказалась реализована далеко не полностью. Израиль живет во враждебном окружении, а множество евреев, как и до появления сионизма, предпочитает Земле Обетованной иные земли. Более того, адаптироваться к жизни на Сионе, где почти на равных сосуществует светская и религиозная власть, могут далеко не все. Согласно опросам, лишь 37% граждан, считает, что они полностью ассимилировались и уже не покинут эту страну. 31% - не могут ассимилироваться, а значит, речь идет о потенциальных эмигрантах, наконец, остальные заявляют, что никуда не уедут, но будут привыкать к новым реалиям до конца своих дней.
Прекрасно, что у каждого еврея есть теперь место, где он может укрыться от антисемитизма. Плохо, что Израиль до сих пор остается для многих евреев не столько родиной, сколько убежищем. Еврейство, конечно, цементирующий фактор, но, как показывают, приведенные опросы, даже его недостаточно, чтобы удержать на Сионе всех евреев. К тому же, как пишет в своей «Истории сионизма» Walter Laqueur: «Израиль возник как раз тогда, когда сионизм потерял свой RAISON D ÊTRE (смысл существования)». Отчасти он прав. Сионизм не смог спасти евреев от Холокоста, т.е. не выполнил главной задачи, стоявшей перед движением. Впрочем, Холокост стал крупнейшим провалом и всего цивилизованного мира. (Англичане, контролировавшие Палестину во время войны, хладнокровно расстреливали корабли с беженцами, когда уже дымил газовыми камерами Аушвиц). Когда ООН согласилась на создание Израиля, это был спасательный круг, брошенный не столько выжившим, сколько тем, кто уже пошел на дно. Как видим, нынешним моралистам из ЕС есть о чем спросить и у своих родителей.
И позже сионизму, как движению, помогал все тот же антисемитизм: в прошлом - советский, неизменно - арабский, а теперь все чаще западноевропейский. Там же, где нет антисемитизма или где он не столь агрессивен, сионизм с трудом противостоит ассимиляционным процессам, идущим в еврейских диаспорах. Так что вопрос: «Как ваше все в порядке?» сионисту лучше не задавать. Как мне объяснил седой раби у Стены Плача, ответы на сложные вопросы надо искать не у светской власти, а в Торе.
Не уверен, что старик на 100% прав. Да вот беда: нет ничего более утомительного, чем спорить с еврейской мамой и уж, тем более, с раввином.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции