- Как развивается сотрудничество со странами СНГ в области борьбы с терроризмом. Существует ли понимание серьезности данной проблемы, насколько эти государства заинтересованы в сотрудничестве по этому направлению?
- В связи с нарастанием в глобальном и региональном измерениях угрозы международного терроризма проблематика борьбы с этим злом занимает все более существенное место в совместной деятельности государств-участников СНГ, которые одними из первых испытали на себе удары террористов.
Достаточно эффективной с правовой точки зрения основой для обеспечения процесса борьбы с терроризмом является Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года.
- Решения саммита СНГ в Казани, в области борьбы с терроризмом, сотрудничества в пограничной области. Могли бы Вы прокомментировать эти решения, как они скажутся на стабилизации обстановки в некоторых государствах СНГ?
- Несмотря на естественные особенности в оценках террористической угрозы, наши партнеры по СНГ признают необходимость всесторонне расширять в рамках Содружества взаимодействие в области борьбы с новыми вызовами и угрозами, о чем говорят результаты недавно прошедшего саммита СНГ в Казани, в ходе которого главы государств СНГ в целом одобрили Концепцию сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, закрепляющую стратегию контртеррористической деятельности Содружества, а также соответствующую Программу на 2005-2007 годы. Отмечается рост взаимопонимания в вопросах приграничного сотрудничества, о чем убедительно свидетельствует получившая одобрение в Казани Концепция согласованной пограничной политики государств-участников СНГ, в которой подчеркивается важность совместных действий наших пограничных служб по противодействию терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма. Несомненно, эти решения не только вносят весомый вклад в борьбу международного сообщества с терроризмом, но и станут важным фактором стабилизации обстановки на пространстве СНГ.
Одним из наиболее эффективных шагов в области противодействия терроризму в странах СНГ бесспорно можно считать создание по инициативе России Антитеррористического центра СНГ (АТЦ СНГ).
Под эгидой Центра проведено несколько совместных командно-штабных учений, таких как «Южный щит Содружества», «Рубеж», «Заслон» и другие, которые продемонстрировали реальную готовность наших государств совместно решать задачи борьбы с терроризмом. Такие масштабы деятельности свидетельствуют о весьма весомой роли АТЦ СНГ в противодействии терроризму как на региональном, так и на международном уровне.
Весьма плодотворной видится в этой связи идея повышения эффективности взаимодействия АТЦ СНГ с другими профильными структурами, такими как Контртеррористический комитет СБ ООН (КТК СБ ООН), Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
- Можно ли считать, что подготовка нормативно-правовой базы международного сотрудничества стран СНГ по борьбе с терроризмом завершена?
- Несмотря на вышеперечисленные достижения, пока рано говорить о том, что подготовка нормативно-правовой базы сотрудничества стран СНГ в области борьбы с терроризмом завершена. Круг участников ряда соглашений охватывает пока не все Содружество. Другие, как, например, Договор о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, находятся в стадии согласования. Важной вехой в истории СНГ должно стать грядущее реформирование органов Содружества. Бесспорно, оно серьезно повлияет на взаимодействие государств-участников СНГ во всех областях, в том числе и в области противодействия терроризму.
- Что необходимо сделать странам Содружества для успешного и эффективного предупреждения появления террористических угроз?
- В настоящее время для более успешного и эффективного взаимодействия в области противодействия терроризму странам СНГ следует уделять больше внимания работе на опережение. Особую ценность в этом контексте приобретает наращивание оперативного взаимодействия, обмен информацией, совместное определение приоритетных целей и задач. Ни в какой мере не умаляем мы значения шагов по укреплению политико-правовой базы сотрудничества, включая приобщение к действующим глобальным и региональным антитеррористическим договорам, приведение национальных законодательств и практики в соответствие с взятыми международными обязательствами.
- Каковы перспективы становления единого списка террористических организаций и лиц, подозреваемых в причастности к ним, в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС?
Что касается вопроса единых списков в СНГ, ШОС, ОДКБ, то следует отметить, что он находится в начальной стадии проработки. Этот процесс потребует серьезнейшей и кропотливой экспертной работы. На нынешнем этапе государства-члены вырабатывают общие подходы к решению проблемы единых списков с тем, чтобы в будущем попытаться обеспечить их реальный антитеррористический эффект на основе соответствующей правовой базы, прежде всего, наработок в этой сфере по линии ООН.