Интервью начальника Департамента экономической политики РАО «ЕЭС России» Игоря Кожуховского специальному корреспонденту РИА «Новости» Андрею Резниченко
- Игорь Степанович, РАО «ЕЭС России» уже второй год подряд остается единственной из естественных монополий, тарифы которой растут медленнее темпов инфляции. Сохранится ли эта тенденция в 2006 г.?
- Действительно, мы продолжаем придерживаться того принципа, который установили для себя в 2003 году: удерживать темп роста среднеотпускного тарифа на электроэнергию ниже инфляции. Именно тогда Правительство Российской Федерации по инициативе РАО «ЕЭС России» установило предельные максимальные и минимальные уровни роста энерготарифов на три года вперед, начиная с 2004 года. Первоначально планировалось, что на уровень инфляции наши тарифы выйдут только к концу «трехлетки». Но реальная инфляция на деле оказывается выше прогнозного значения, а Региональные энергетические комиссии тарифы устанавливают тарифы в своем субъекте федерации не по предельному уровню, а ниже. Уже в 2004 году темп роста тарифов на электроэнергию, установленный Правительством Российской Федерации на уровне 13,1%, составил 11,4% при реальной инфляции в 11,7%.
На 2005 год Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) установила предельный максимальный темп роста тарифа на электроэнергию на уровне 9,5 %. Однако реальный рост цен на электроэнергию ниже, на уровне 9,2%. А вот инфляция, очевидно, превысит прогнозные 8,5% и, скорее всего, составит не менее 10,5%.
Тем не менее, РАО «ЕЭС России» планирует следовать тем же курсом на сдерживание роста энерготарифов и дальше. Но делать это становится все труднее. Причина та же: несовпадение официального прогноза уровня инфляции и ее реальной величины. Официальный прогноз служит для ФСТ России ориентиром при установлении тарифов на энергию для предприятий РАО «ЕЭС России». Например, исходя из предположения, что инфляция составит в 2006 году 8,0%, темп роста среднеотпускных цен на электроэнергию был установлен на уровне 7,5%. Однако неофициальный прогноз инфляции намного пессимистичнее – эксперты называют цифры в 10%.
- Как вы намерены удержаться в столь жестких тарифных ограничениях?
- Последние два года РАО «ЕЭС России» это удавалось сделать за счет реализации масштабных программ сокращения издержек. Здесь есть еще резервы, но их все меньше. В следующем году мы намерены вскрыть новый для нас пласт резерва сокращения затрат: в 2006 году на оптовый рынок электроэнергии должны выйти все электростанции, которые раньше входили в состав АО-энерго. Таким образом, вся региональная генерация будет включена в процесс оптимизации баланса электроэнергии. Экономия от разгрузки неэкономичных энергомощностей и, наоборот, увеличения выработки на высокоэффективных станциях составит в целом по Холдингу от 7 до10 млрд. рублей.
Полученную экономию РАО "ЕЭС России" первоначально предполагало направить на инвестиции в объекты электроэнергетики. Однако по решению Правительства и Федеральной службы по тарифам предельные максимальные тарифы на электроэнергию на 2006 год были снижены относительно уровня, утвержденного в рамках трехлетней программы. Из-за этого вся предполагаемая экономия будет направлена на снижение стоимости покупки электроэнергии энергосбытовыми компаниями, чтобы «удержаться» в более жестких рамках предельных тарифов. Начиная с 2007 года, такое большое отставание роста энерготарифов от реальной инфляции рискованно с точки зрения обеспечения надежного электроснабжения потребителей, так как других значимых резервов для сокращения затрат уже не остается.
- Насколько рост цен у ваших смежников влияет на уровень энерготарифов?
- РАО «ЕЭС России» является одним из крупнейших в стране покупателей топлива, прежде всего газа и угля, строительных материалов, услуг ОАО «РЖД». Динамика роста тарифов в этих отраслях тоже снижается. Однако ниже уровня инфляции свои цены держит только РАО «ЕЭС России».
Судите сами: по сводным данным ФСТ России, МЭРТ России и Росстата в 2004 году оптовая цена природного газа в России выросла на 20%, а рост цен в угольной и нефтеперерабатывающей промышленности составил, соответственно, 51,4% и 65,4%. Напомню, что темп роста среднеотпускного тарифа на электроэнергию в минувшем году составил всего 11,4%.
Запланированный рост цен на газ в 2005 году составит 20%, на железнодорожные перевозки - 10,5%, на уголь- 12%. Наш тариф вырастет на 9,2%.
На 2006 год у нас есть только прогнозные показатели. Согласно этим данным уголь подорожает в следующем году на 10,1%, газ – на 11%.
В этой ситуации значительное отставание темпов роста энерготарифов от инфляции сделает энергокомпании Холдинга менее рентабельными, а значит менее устойчивыми.
- Какой уровень рентабельности продаж обеспечивают установленный на 2005 год тарифы на электроэнергию, и какая средняя рентабельность продаж электроэнергии в целом по отрасли?
- Ожидаемая рентабельность продаж электроэнергии в 2005 году составит 8,8%, а тепла - всего 1,1%. Для нас это даже успех: впервые за долгие годы мы вышли на положительную рентабельность продаж тепла. Таким образом, средний уровень рентабельности в целом по энергохолдингу составит 7,4%. По сравнению с другими отраслями – это мало. Инвестиционной привлекательности это не прибавляет.
- Какова доля населения и промышленных потребителей в поставках электроэнергии РАО «ЕЭС России»?
- В общем объеме полезного отпуска электроэнергии в целом по России доля населения составляет 16%. Компания РАО «ЕЭС России» напрямую обслуживает лишь половину жителей нашей страны. Остальные имеют дело с оптовыми предприятиями-перепродавцами электроэнергии, которые не входят в структуру Холдинга и находятся в ведении муниципальных властей.
Доля промышленности в полезном отпуске предприятий Холдинга находится на уровне 57%. Все остальную электроэнергию потребляют объекты социальной сферы, бюджетные организации, оптовые предприятия-перепродавцы, сельское хозяйство.
- Пожалуй, ключевой проблемой в сфере тарифов является «перекрестное субсидирование», то есть ситуация, когда промышленность, за счет более высоких тарифов субсидирует население. Каков на сегодня масштаб этого явления, и какие меры по ее решению реализуется на уровне Правительства и на уровне РАО «ЕЭС России»?
- На сегодняшний день перекрестное субсидирование составляет около 60 млрд. рублей в год или 10% от объема товарной продукции в электроэнергетике. «Перекрестка» представляет собой гигантское системное препятствие на пути не только развития отрасли, но и экономики в целом. Это деньги, которые предприятия могли бы направить на развитие производства и социальных программ, в том числе и на увеличение заработной платы.
Для поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования ФСТ России по согласованию с Правительством Российской Федерации уже второй год принимает решения по опережающему росту тарифов для населения. Тарифы для населения в 2005 году выросли в среднем на 18%, для промышленности – на 5%.
Эта динамика, очевидно, сохранится и в 2006 году.
Такая политика Правительства и ФСТ позволит сократить объем перекрестного субсидирования в 2005 году на 12 %, а в 2006 году еще на 14%. Мы надеемся, что уже в 2007 году некоторые регионы будут жить без перекрестного субсидирования. Предположительно это будут Москва, Свердловская и Владимирская области. Динамика роста тарифов для населения и промышленности здесь выровняется. А к 2009 году проблема в целом по России может и должна быть полностью решена.
- Почему население должно платить больше, чем промышленность?
- Транспортировка электроэнергии по сетям низкого напряжения, а именно по ним получает электроэнергию население, более затратна, чем по магистральным сетям. Ведь оптовый покупатель всегда платит меньше за счет большего объема закупок, чем розничный потребитель. Это справедливо для любой сферы.
Российской энергетике необходимо вернуть здоровое соотношение цен на электроэнергию для населения и промышленных потребителей. На сегодняшний день в России утвержденный средний тариф для населения составляет 118,6 коп/кВтч, а для промышленности - 84 коп/кВтч. В развитых странах тариф на электроэнергию для предприятий в 1,6 - 2 раза ниже, чем для бытовых потребителей. Если кто помнит, та же ситуация была и в Советском Союзе: население покупало киловаттчас по цене 4 коп., а промышленность – 1,65 коп.
- Здесь нельзя не задать вопрос о том, какую долю занимают платежи за электроэнергию в общем объеме коммунальных платежей средней российской семьи? То есть насколько обременительно повышение энерготарифов для населения?
- Жители нашей страны потребляют в зависимости от региона и климата от 50 до 70 кВтч электроэнергии на человека в месяц. Таким образом, даже семья из трех человек с доходами ниже среднего уровня, на оплату электроэнергии тратит не более 2,5-3% от бюджета семьи или 200-300 рублей.
Так что, прирост тарифа на электроэнергию в 2006 году на 18% или на12-19 рублей в месяц на человека серьезно на достатке большинства граждан не скажется. Ведь в реальном исчислении эта сумма эквивалентна цене пачки сигарет, бутылки пива или пирожка с повидлом.
При этом, в последнее время в стране отмечается тенденция к опережающему росту доходов населения. Так, только за 5 месяцев 2005 года денежные доходы выросли с 5,3 тыс. руб. до 7,2 тыс. руб. на человека, то есть фактически на 35%. Это в 2 раза выше темпов роста энерготарифов для населения. А люди, доходы которых выше среднего, этого повышения, надо думать, вообще не заметят.
Что же касается доли электроэнергии в общем объеме затрат на жилищно-коммунальные услуги, то в целом сегодня этот показатель составляет примерно 20-25% и постоянно снижается. Дело в том, что темпы роста тарифов на другие услуги ЖКХ практически в 2 раза выше, чем на электроэнергию. По нашим данным, с 2000 года стоимость услуг жилкомхоза выросла в 4,6 раза.
- Означает ли ликвидация перекрестного субсидирования прекращение дотаций для населения? РАО «ЕЭС России» разрабатывает какие-то меры для поддержки социально-незащищенных слоев и категорий граждан в связи с повышением тарифов на электроэнергию?
- Сразу хочу сказать, что традиционные способы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в России действуют и их никто не отменял. В электроэнергетике сохранилась продажа электроэнергии по льготным тарифам. В настоящее время треть всего населения, получающего электроэнергию от предприятий РАО «ЕЭС России», оплачивает 50% ее стоимости. Каждый третий у нас льготник, монетизация этого процесса не коснулась, так же как и всех услуг ЖКХ.
Кроме того, действует механизм жилищных субсидий. Если расходы на оплату коммунальных услуг превышают 20% ежемесячного дохода семьи, то граждане имеют право на получение специальных субсидий.
Законодательством о реформировании электроэнергетики также предусмотрена возможность введения социальной нормы энергопотребления по правилам, общим для всех российских регионов: в пределах установленной нормы, потребители будут получать электроэнергию по льготному тарифу, а все, что свыше ее, – по экономически обоснованному. Естественно, объем социальной нормы будет варьироваться в зависимости от специфики региона. Проект соответствующего постановления Правительства РФ «О мерах по реализации социальной политики в сфере потребления электроэнергии» в настоящее время находится на стадии подготовки.
- Как отразится увеличение энерготарифов на собираемости платежей?
- По нашей оценке между дисциплиной платежей и ростом тарифов нет жесткой зависимости. Возможно, рост доходов населения тому причиной, но население пока не приблизилось к порогу чувствительности объема электропотребления к уровню тарифов.
Потенциально, рост тарифов для населения в 2006 году может привести к снижению собираемости платежей не более чем на 2% за счет ухудшения платежей населения, в основном проживающего в сельской местности. Могут возрасти и коммерческие потери электроэнергии. Но энергосбытовые компании вполне способны своей эффективной работой не допустить этих негативных явлений.