Политический обозреватель РИА «Новости» Андрей Кисляков.
Элемент почти библейского трагизма прослеживается на протяжении всей жизни Международной космической станции (МКС). 1 октября стартует очередная экспедиция на орбиту с символическим порядковым номером 12. Причем под этой дюжиной смело можно подводить жирную черту: в современном виде программа комплекса больше существовать не будет. А впереди – крутой поворот всего международного космического сотрудничества. Что дальше - известно только Спасителю.
Правда, и от смертных кое-что зависит. Отныне, Россия становится единственной надеждой МКС – исход американцев с околоземного пространства решен окончательно.
Оттолкнемся от известной даты – 2010 год. Именно к этому сроку окончательно выведут из состава действующего космического американского флота легендарные челноки многоразовой системы «Спейс Шаттл». До этого времени предполагается, что эти корабли будут летать на МКС. Но пока очередной полет шаттла вообще не определен. По мнению менеджера программы «Спейс шаттл» Уэйна Хейла, озвученного в начале сентября газетой USA Today, даже до буйства «Катрины», намеченный ранее на март 2006 года запуск представлялся невыполнимым, а в мае – маловероятным.
Так что под вопросом добрая половина следующего года. Тем более, что не видно решения вопроса об участии российских кораблей в доставке на орбиту американских астронавтов. Ведь уходящий год – последний, когда Роскосмос обязан доставлять наших партнеров на МКС. Далее возможно только чисто коммерческое сотрудничество, которое предполагает соответствующие двусторонние соглашения. Но их-то как раз и нет. Мало того, разрешение на выплату денег Роскосмосу является прерогативой Конгресса, на единодушие которого вряд ли следует рассчитывать.
Иными словами, перспектива остаться на Земле в ближайшее время у американцев серьезная. Следует учесть также, что на сегодняшний день не ясно, сколько же полетов НАСА запланировало к станции за оставшееся до 2010 г. время. Называвшееся ранее и явно недостаточное для полного развертывания комплекса число 28 теперь представляется заоблачной высью.
Было бы крайне любопытно проследить логику руководителей в Хьюстоне. Но дело в том, что в данном случае логической связи в сценарии программы МКС просто нет. В противном случае пришлось бы признать, что американцы всерьез уповают на российские корабли в деле дальнейшего освоения низких орбит.
В таком случае вопрос, нужна ли американцам МКС, переходит в разряд риторических. И не только из-за сегодняшней ситуации.
19 сентября руководитель НАСА Майкл Гриффин наконец-то обнародовал планы своего ведомства относительно преемника шаттла, который доставит американских астронавтов на Луну уже к 2018 году. При этом речь идет исключительно об организации межпланетных экспедиций. Собственно, ни о чем другом и говорить нельзя. В проекте новой американской транспортной многоразовой системы «Пилотируемый исследовательский корабль» (CEV – Crew Exploration Vehicle) стыковочные узлы под МКС попросту не предусмотрены.
А по признанию самого Гриффина, американцы после 2010 года уже точно несколько лет обречены сидеть дома, пока не запустят CEV. К тому времени, возможно, придется дезактивировать и станцию: без шаттлов ее практически не удастся достроить, и время активного существования МКС не превысит расчетное – 2015 год.
Между тем, Россия не собирается отказываться от МКС, а вопрос о выходе соединенных Штатов из этой программы в Роскосмосе рассматривался с подготовкой определенной действий еще год назад. В случае, если регулярные полеты шаттлов не возобновятся в марте 2006 года, российская сторона, уверен генеральный директор российской Ракетно-космической корпорации «Энергия» Николай Севастьянов "продолжит обеспечивать жизнедеятельность МКС "Союзами" и "Прогрессами".
По его мнению, к 2009 году к МКС, возможно, будут летать до четырех кораблей "Союз" ежегодно. «К 2007-2009 году по мере сокращения полетов шаттлов мы будем увеличивать количество полетов "Союзов", и я не исключаю, что в 2009 году к МКС будет летать до четырех "Союзов", - сказал он. Напомним, что сегодня летает всего два корабля в год. Комментируя недавние предложения Роскосмоса о создании резервных кораблей "Союз" и "Прогресс" на космодроме Байконур, Севастьянов отметил, что "Энергия" «имеет возможности делать дополнительные корабли в условиях нормального финансирования».
Последняя часть этого утверждения звучит вдвойне оптимистично, так как совсем недавно российское правительство согласилось выделить запрашиваемые Роскосмосом дополнительные средства на новую национальную космическую программу, в которой предусматривается дальнейшее строительство собственными силами российского сегмента орбитального комплекса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции