Мусульманский праздник - Лейлат аль-Бараа - Ночь Бараат (Ночь очищения от грехов) , 18-19 сентября
Бараат означает «непричастность», «полное отделение». По словам верующих, эту ночь Всевышний создал специально для того, чтобы архангелы отчитались перед ним о своих деяниях. В ночь Откровения, Прощения и Милости, как иначе ее называют, Всевышний Аллах приближается к своим рабам, спускаясь на самые близкие к земле небеса, чтобы оказать им свою великую милость и благодать.
Ночь Бараат - это вторая по значимости святая ночь после Лейлят аль-кадр - ночи предопределения. В отличие от ночи Кадир, когда предопределяется вся жизнь человека до ее конца, в ночь Бараат определяется существование людей на год вперед. Поэтому мусульмане проводят эти сутки в молитвах, каются в прегрешениях, просят у Аллаха прощения. Именно в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека с учетом его благочестия и просьб, высказанных в молитвах. Согласно поверью, пророку Мохаммеду приснился сон, в котором Аллах рассказал ему о священной ночи Бараат. Мохаммед молил о прощении грехов три ночи подряд. После этого, будучи прощенным, Мохаммед рассказал всем об этом чуде и о священных ночах.
В ночь Бараат в доме каждого мусульманина накрывается дастархан. Сам мусульманин, убрав свой дом, приняв дарет и одевшись в чистые одежды, должен произносить молитвы и просить у Аллаха прощения грехов. Раннее мусульманское предание рассказывает о том, что первые 16-17 месяцев пребывания пророка Мохаммеда в Медине молящиеся обращались лицом к Иерусалиму, но затем Мохаммед изменил направление на Каабу в Мекке, подчеркивая тем самым независимость ислама и его отличие от иудаизма и христианства. С этого момента община мусульман стала называться «ахль аль-кибла валь-джамаа» («люди киблы и согласия»), а ислам считаться самостоятельной религией.
14 лет назад (1991) вышло постановление президиума Верховной Рады Украины, которым сине-желтый флаг был утвержден официальным символом республики
С конца 1980-х годов в Украинской ССР неофициальное широкое распространение получил исторический сине-желтый (т.н «жовто-блакитный») флаг (украинское сине-желтое цветовое объединение - одно из самих давних среди современных национальных флагов; оно происходит от герба Галицко-Волынского княжества, который представлял собой золотого льва на синем фоне). Оттенок синего поначалу был очень светлым. 24 июля 1990 года Президиум Киевского городского Совета народных депутатов постановил поднять сине-желтый флаг рядом с красно-лазоревым государственным флагом Украинской ССР перед зданием горсовета на Крещатике. 24 августа 1991 года была провозглашена независимость Украины (подтвержденная на референдуме 1 декабря 1991 года), и 4 сентября 1991 года сине-желтый флаг был впервые поднят над зданием Верховного Совета Украины рядом с красно-лазоревым государственным флагом Украинской ССР. 18 сентября 1991 года сине-желтое полотнище было узаконено в качестве официального флага Украины постановлением Президиума Верховной Рады «О флаге Украины», которое гласило: «До принятия Конституции Украины разрешить в протокольных мероприятиях использовать сине-желтый флаг». При этом, как и в России, этим актом не было установлено соотношение сторон флага (хотя фактически использовалась пропорция 1:2). Несмотря на то, что сине-желтое полотнище не имело в тот период статуса государственного флага, оно повсеместно сменило прежний государственный флаг Украинской ССР.
Сине-желтый флаг с отношением ширины к длине как 2:3 был официально утвержден Государственным флагом Украины постановлением Верховной Рады Украины от 28 января 1992 года «О Государственном флаге Украины»: «Утвердить Государственным флагом Украины национальный флаг, представляющий собой прямоугольное полотнище, которое состоит из двух равных по ширине горизонтально размещенных полос: верхней - синего цвета, нижней - желтого цвета, с соотношением ширины флага к его длине 2:3». В 2000 году в память о событиях 1990 года был официально установлен День флага и его празднование 24 июля.
93 года назад (1912) родилась Ариадна Сергеевна ЭФРОН, дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона
Родилась Ариадна Эфрон в Москве. В 1921 году выехала с родителями за границу. С 1921 по 1924 год жила в Чехословакии, с 1924 по 1937 год - во Франции, где окончила в Париже училище прикладного и училище при Луврском музее. Работать начала с 18 лет; сотрудничала во французских журналах «Россия сегодня»,Э «Франция – СССР», а также в журнале на русском языке «Наш Союз», издававшемся в Париже советским полпредством (статьи, очерки, переводы, иллюстрации). В те годы переводила на французский Маяковского, Безыменского и других советских поэтов. В СССР вернулась в марте 1937 года, работала в редакции журнала «Ревю де Моску» (на французском языке), издававшегося Жургазобъединением; писала статьи, очерки, репортажи; делала иллюстрации, переводила. В 1939 году была арестована (вместе с вернувшимся в СССР отцом) органами НКВД. Ее увели из дома в ночь на 27 августа. «Ранним, ранним утром увозила меня эмгебешная машина из Болшева, в это утро в последний раз видела я маму, папу, брата. Многое, почти все в жизни, оказалось в то утро в последний раз», - писала она через много лет, уже выйдя на свободу в 1955 году и получив полную реабилитацию «за отсутствием состава преступления». Шестнадцать лет она провела в лагерях и ссылках. А потом, в конце жизни, все-таки проехала на пароходе по Енисею, чтобы увидеть эти берега, связанные с самыми страшными воспоминаниями в ее жизни.
Вернувшись в Москву, Ариадна Эфрон подготовила к печати первое посмертное издание произведений своей матери. Работала над стихотворными переводами. Многим она была известна как блистательный переводчик. Еще Ариадна Эфрон была мастером эпистолярного жанра. Ее письма к Пастернаку из ссылки поражают четкостью и упругостью стиля. Но, кроме всего, Ариадна Сергеевна была великолепным художником, прекрасным графиком и акварелистом. Ее работы парижского периода - зарисовки парижских кафе, силуэты бретонок и французских цыган поражают своей четкой линией и зорким, уверенным глазом настоящего мастера. Яркий, сочный мир работ, созданных во Франции, сменился акварелями и рисунками, созданными во время Туруханской ссылки: берега Енисея, тайга под снегом, туруханские домики. Ариадна Сергеевна была человеком необычайно одаренным и во многом так и не реализовавшим свой талант. Скончалась она в Тарусе 27 июня 1975 года.
15 лет назад (1990) в «Комсомольской правде» опубликована статья А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию?»
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1941 году окончил физико-математический факультет Ростовского государственного университета и заочно два курса филологического факультета МИФЛИ (ныне - МГУ). В октябре 1941 года призван в ряды Красной Армии. Осенью 1942 года назначен командиром разведывательной звукобатареи. Прослужил в этой должности до начала 1945 года, когда его часть находилась в Восточной Пруссии. В 1945 году был арестован за письмо к другу, в котором критиковал Сталина. Получил восемь лет лагерей, затем - бессрочная высылка в Казахстан. По окончании срока, в марте 1953 года, сослан в Кок-Терек Джамбульской области Казахстана, где работал в школе преподавателем математики, физики и астрономии. Реабилитирован в 1956 году с правом проживания в средней полосе России. Работал учителем сельской школы во Владимирской области. В это же время начал активно писать. С конца 1962 года поселился в Рязани.
В ноябрьской книжке журнала «Новый мир» за 1962 год была опубликована его повесть «Один день Ивана Денисовича», на публикацию которой главный редактор журнала просил личной санкции тогдашнего первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Повесть принесла писателю мировую славу. Писатель, правдиво описывающий исторические реалии советской действительности, неминуемо стал неугодным советской административно-командной системе. В 1963 году опубликованы его рассказы «Матренин двор», «Для пользы дела», «Случай на станции Кречетовка», которые подверглись жесткой официальной критике и стали поводом для конфискации рукописей. С 1965 года на родине не печатался.
За рубежом в 1968 году вышли его романы «Раковый корпус» и «В круге первом»; в 1971 году - «Август четырнадцатого». 5 ноября 1969 года Солженицын исключен из Союза писателей РСФСР. В декабре 1973 года в Париже вышла первая часть книги «Архипелаг ГУЛАГ», что послужило непосредственной причиной его высылки из СССР. 13 февраля 1974 года лишен советского гражданства и выслан за пределы страны, в Германию.
Начавшаяся в конце 1980-х годов перестройка внесла много нового в сознание не только интеллигенции, но и правящей элиты. Солженицын очень внимательно анализировал сложившуюся в Советском Союзе ситуацию. С огромным интересом была встречена большая статья А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию», опубликованная газетой «Комсомольская правда», которая по сути дела являлась программой переустройства России. Многие положения этой статьи сохраняют свою актуальность и по сей день. «А скажем и так: государственное устройство - второстепеннее самого воздуха человеческих отношений. При людском благородстве - допустим любой добропорядочный строй, при людском озлоблении и шкурничестве - невыносима и самая разливистая демократия... Политическая жизнь - совсем не главный вид жизни человека, политика - совсем не желанное занятие для большинства... Кроме прав человек нуждается отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств». Публикация этой статьи вселила надежды на возвращение А.И.Солженицына в Россию. В августе 1990 года писателю возвращено гражданство СССР, в конце 1993 года он заявил о намерении вернуться в Россию. 27 мая 1994 года он прибыл во Владивосток, откуда проделал путь до Москвы.
Александр Солженицын - лауреат Нобелевской премии в области литературы, награжден высшим российским орденом Святого апостола Андрея Первозванного (от награды отказался: «...от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу»), Большой золотой медалью им. М.В.Ломоносова Российской академии наук, премии французской Академии моральных и политических наук «за совокупность творчества и воздавая должное его жизни, являющей собою пример мужества и ясности».