Политический обозреватель РИА «Новости» Дмитрий Косырев.
В одном из разделов выступления российского президента Владимира Путина на юбилейной 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН прозвучали слова о цивилизационном расколе и его преодолении. Они следуют сразу за весьма сильным заявлением президента о борьбе с террором как идейным наследником нацизма.
Буквально это звучит следующим образом: «Идеологам цивилизационного раскола и террористической агрессии мы должны противопоставить не только согласованные действия государств. Но, что принципиально важно – широкие возможности гражданского общества, средств массовой информации, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также – равноправного межконфессионального диалога. Кому как не ООН взять на себя координирующую, организующую роль в такой работе».
Эти слова звучат очень знакомо для тех, кто видел августовский доклад Генерального секретаря ООН Кофи Аннана «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями», а также знающих об объявленном им созданием «группы высокого уровня для альянса цивилизаций». Об этой группе было заявлено 2 сентября, то есть накануне саммита в Нью-Йорке.
Термин «диалог цивилизаций» принадлежит предыдущему президенту Ирана Мохаммеду Хатами, который предупреждал о недопустимом идейном расколе прежде всего между христианами и мусульманами. Они были произнесены в 1990-х годах, задолго до потрясших мир событий 11 сентября 2001 года. И подразумевали необходимость уважительного и равноправного сопоставления различных ценностей, идей, религий, существующих в нашем мире. Это должно было прийти на смену набиравших тогда силу нетерпимости и взаимного недоверия, вместо попыток лидеров одной цивилизации высокомерно навязывать другим свои ценности и принципы. А 1998 год – что мало кто помнит - был даже провозглашен ООН годом диалога цивилизаций.
Может быть, это большое преувеличение – сказать, что если бы мир тогда прислушался к президенту Ирана, то не было бы терактов в Нью-Йорке, Беслане или Лондоне. Но, так или иначе, именно эти теракты заставили подхватить идею Хатами других крупных мировых политиков. Например, премьер-министров Испании и Турции, благодаря которым концепция была повышена в ранге с «диалога» до «альянса цивилизаций». И под этим именем 14 июля нынешнего года она была запущена Генеральным секретарем ООН как международная инициатива – с особым упором на возможности гражданского общества, что, как видим, и нашло отражение в речи российского президента.
Достаточно ясно, о какой программе действий идет речь. Она уже выполняется, в виде симпозиумов и встреч ученых, ведущих исследования в области мировых культур и религий. Такие встречи были в Сане (Йемен) в феврале 2004 года, а также на озере Иссык-Куль в Киргизии и в Ханое в том же году. Понятно, что нужно объединять усилия религиозных лидеров, университетов, неправительственных организаций – всех, кто мог бы сводить вместе людей разных убеждений, верований и культурных ценностей и помогать им обсуждать сходство и разницу среди тех, кто составляет мировое сообщество, и необходимость доброжелательного интереса и уважения к этой разнице.
Но нарастающая террористическая опасность, которую питает культурное отчуждение людей друг от друга, заставляет ООН активизировать эти усилия. Группа высокого уровня – очередная «группа мудрецов», типа той, которая готовила Кофи Аннану доклад о реформах самой ООН – должна в течение года сделать такой же доклад о том, как активизировать работу по продвижению диалога цивилизаций.
В этой группе – зачинатель концепции Мохаммед Хатами, бывший генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор (Испания), архиепископ Десмонд Туту из ЮАР и раввин Артур Шнейдер (США). Представитель Восточной Европы – профессор МГУ Виталий Наумкин (Россия), который был выбран, по имеющейся информации, благодаря успеху своей только что вышедшей неординарной книги об исламе в Средней Азии.
Россия, совместно со США, Ираном и еще примерно 20 странами – активный участник этой программы ООН. Этот подход сочетается у нее с предельной жесткостью к терроризму, которая ощущалась и в речи Владимира Путина в ООН. Но, как видим, жесткость к террористам вовсе не подразумевает нетерпимости к громадному многообразию ценностей и принципов, которые имеются в нашем многоликом мире.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции