МОСКВА, 16 сен - РИА "Новости". Еврокомиссия предлагает ввести систему социальных контрактов при оказании социальной помощи в России, заявил руководитель группы проекта "Реформа системы социальной защиты в РФ" Кристиан Мутье в рамках межрегиональной конференции по сотрудничеству Европейского союза и Российской Федерации в социальной сфере.
"Контракт должен связывать социальную службу и получателя помощи. Если какая-либо из сторон не выполняет условий контракта, то он приостанавливается или аннулируется", - сказал он.
Проект направлен на совершенствование системы социальной помощи населению России, завершить его реализацию планируется в ноябре 2005 года. Сейчас проект проводится в трех регионах: Республике Коми, Ростовской и Тульской областях.
В ходе реализации проекта были выработаны также и другие рекомендации. В частности, предлагается рассчитывать помощь на основе оценки нуждаемости и с учетом доходов семьи. "Отсутствие дохода и невозможность своими силами решить проблему - это главное условие получения пособий и других видов материальной помощи", - уточнила Елена Феоктистова, российский директор проекта.
Также проект предполагает ввести схему минимального гарантированного дохода как системы помощи наиболее бедным. По словам Феоктистовой, такое пособие нужно для того, чтобы доходы граждан не не были ниже прожиточного минимума.
Для повышение эффективности социальных программ, по словам Феоктистовой, необходимо, в частности, унифицировать формы сбора данных о заявителях на получение помощи, ввести единый реестр получателей социальной помощи на основе базы данных.
Она также сообщила, что, по мнению Еврокомиссии, введение льготных выплат оказало несущественное влияние на снижение уровня бедности в России.
"По оценкам экспертов, монетизация льгот повлияла на снижение бедности очень незначительно - снижение на 2-2,5%", - сказала Феоктистова.
По ее словам, слабые стороны российской системы соцзащиты состоят в пассивной поддержке, в сохранении большого числа категорий льготников, что снижает эффективность расходования выделяемых средств.
По оценкам экспертов, расходы на нестраховые программы соцподдержки составляют около 6% ВВП. Из них расходы на программы адресной помощи малоимущим равны лишь 0,5% ВВП, а на льготы и субсидии расходуется порядка 4,5% ВВП. "Значительная часть этих ресурсов распределяется в пользу не самых нуждающихся категорий населения", - считает Феоктистова.
По мнению руководителя проекта, преобразования в сфере социальной защиты должны быть направлены на повышение эффективности социальных программ, совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. Это, прежде всего, должно обеспечивать адресную направленность социальных программ, их ориентацию на содействие наиболее нуждающихся.