Обозреватель РИА «Новости» Ольга Соболевская.
Российские кинотеатры медленно, но верно привлекают в кинозалы все более широкую аудиторию. Кассовые сборы, по некоторым оценкам, составят за 2005 г. $350 млн. Еще 2-3 года назад в очередях за билетами стояла в основном молодежь 13-25 лет, теперь в кино устремилась и публика повзрослее. Благодаря российским кинохитам 2005 года, рекламе и – дистрибьюторам.
«Если раньше, когда выходили фильмы с большим бюджетом, были ограничения по скидкам на билеты, то теперь все уже поняли, что эти ограничения исключают целый слой кинозрителей, - рассказал в интервью РИА «Новости» генеральный директор известной дистрибьюторской кинокомпании «Люксор» Сергей Сорочкин. – Сейчас все сети кинотеатров уже приняли решение, что не будут убирать скидки». По словам Сергея Сорочкина, «Люксор» «делает молодежи, студентам скидки на билеты во всех своих кинотеатрах». «Это сейчас стараются практиковать многие, - замечает он. – Наш кинотеатр «Гавана» также организует для социально незащищенных слоев населения программы, в рамках которых билеты в кино продаются по весьма доступным ценам – от 40 рублей ($1=28,5 руб). И люди постарше стали приходить в наши кинотеатры». Проводятся и акции для взрослой аудитории, когда билеты продаются за полцены, - на утренние сеансы.
И все же новых зрителей в кинотеатры привлекает прежде всего сама кинопродукция, и в первую очередь – российская (о чем говорят и социологи). После громких российских проектов этого года – исторических детективов «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева и «Статский советник» Филиппа Янковского по романам Бориса Акунина – в кино потянулись зрители постарше, ностальгирующие по отечественным персонажам, патриотическим сюжетам. Фильм Файзиева собрал $19 млн, обставив даже чемпиона 2004 г – «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Российские ленты уже второй год оказываются в лидерах проката. ««Турецкий гамбит» и «Статский советник» доказали, что можно придти посмотреть и получить удовольствие от хорошего звука, изображения», - комментирует Сергей Сорочкин. По подсчетам экспертов, русскому кино ныне принадлежит 15% рынка – вместо прошлогодних 10%.
И все же без экспансивной рекламы эти картины едва ли имели бы столь мощный резонанс. Российская киноиндустрия наконец уделяет внимание продвижению своей продукции – в среднем на это должно идти несколько млн долларов. «По западным стандартам в продвижение фильма вкладывается порядка 20% от доходов, которые дистрибьюторы рассчитывают получить от кинотеатров в виде прокатной платы, - говорит РИА «Новости» Вадим Иванов, заместитель директора по кинопрокату «Гемини Фильм Интернациональ» - компании-лидера, дистрибьютора компании «20й век – Фокс». – В российском кино с потенциалом хорошего международного проката эти проценты можно изменить в сторону увеличения».
Фильмы «обкатываются» на фокус-группах. «Многое зависит от того, как лента будет воспринята, каковы будут кассовые сборы», - поясняет Вадим Иванов. Если проект долгоиграющий, то имеет смысл вложить в него дополнительные средства.
И у «Люксора», и у «Гемини» неплохие пакеты фильмов на перспективу. Один из ударных проектов осени-зимы у «Гемини» – фильм «9-я рота» 40-летнего клипмейкера, продюсера, актера и телеведущего Федора Бондарчука, сына режиссера оскароносной эпопеи «Война и мир», Сергея Бондарчука. Сюжет «9-й роты» вырос из реальных событий конца афганской кампании 1979-1989 гг. Рота советских солдат в бою с наемниками малоизвестного тогда Усамы бен Ладена удержала высоту, не отступив ни на шаг. «У картины будет рекордный старт – 410 копий, с ней связаны большие ожидания, - рассказывает Вадим Иванов. – Однако это лента со сложным маркетингом: военная драма, специфическое кино, и изначально нет ответов на вопрос, как выпускать такой многобюджетный фильм про войну, которая еще не стерлась из памяти людей. Эта война коснулась многих россиян среднего и старшего поколения. Но мы рассчитываем на широкую аудиторию. Главные персонажи фильма все-таки близки молодым людям». Сам Федор Бондарчук – лицо развлекательного канала, который популярен среди молодежи, да и остальные звезды – кумиры молодых.
1 декабря стартует еще один многообещающий проект «Гемини». «Мы хотим воплотить идею, которая еще никогда не реализовывалась на рынке, - это повторный прокат фильма», - отмечает замдиректора по кинопрокату «Гемини». «Ночной дозор» пройдет на широком экране во второй раз - правда, не в российской, а в западной, сокращенной и более динамичной, версии, прокат которой начался за рубежом совсем недавно. Выйдет и продолжение ленты – самая что ни на есть премьера, «Дневной дозор», также по роману Сергея Лукьяненко.
Главные проблемы киноиндустрии, по мнению Вадима Иванова, - непрозрачность рынка, пиратство и дефицит высококачественных кадров. «Пока что наша киноиндустрия в зачаточном состоянии. Хороших операторов, звукорежиссеров, представителей других кинопрофессий достаточно мало. И пройдет время, прежде чем вырастет новое поколение профессионалов».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции