Няня Вика Прутковская, поработавшая какое-то время в бутике Бирюлево и осевшая затем в многодетном семействе музыкального продюсера Максима Шаталина, заняла в нашей действительности непомерно большое место. И, возможно, займет еще большее в обозримом будущем.
…Стартовавший в начале сентября новый телесезон много чего увлекательного обещает. Мы уже дождались от НТВ и Павла Лунгина сериала по мотивам Гоголя «Дело о «Мертвых душах», где авторы сумели вместить все поэмы, повести и пьесы классика - работа неровная, но значительная. В ноябре ждем «Мастера и Маргариту» от Владимира Бортко. И тоже сериал. А на подходе еще две серьезные экранизации серьезных мастеров – «В круге первом» Глеба Панфилова по одноименному роману Александра Солженицына и пастернаковского «Доктора Живаго» (которого многие не читали, но о котором каждый имеет свое мнение) в интерпретации Александра Прошкина.
Это все на радость ценителям высокого.
Политически активная публика возлагает трепетные надежды на анонсированную НТВ аналитическую программу Глеба Павловского. Называться она будет вызывающе: «Большая политика».
Не меньшие, впрочем, потрясения, судя по всему, произойдут и на поприще, которое можно условно назвать «Большое развлечение». Предвестником их стал сногсшибательный триумф «Моей прекрасной няни», обеспечивший мощный рывок дециметровому каналу СТС – он по своим рейтинговым показателям за минувший год заметно подтянулся к метровому вещателю НТВ.
Но самое важное, этот же успех дал импульс буйному развитию новой телевизионной заразы, имя которой – «ситкомания».
Дело в том, что жанр, в котором исполнена «Моя прекрасная няня», и который необычайно распространен на Западе, получил название «ситкома», что расшифровывается как ситуационная комедия. По-русски более правильно и естественно сказать: «комедия положений». Но нынче в моде кальки с иностранных речений. Потому и прижилось это загадочное и сладкое слово «ситком». Другим родовым признаком жанра стал «закадровый смех».
Так вот, с легкой руки «Прекрасной няни» нашествие «ситкомов» уже началось.
Уже идут первые серии нового творения СТС «Люба, дети и завод» с Татьяной Догилевой в главной роли. Запущен в производство сериал «Кто в доме хозяин» - повествование о преуспевающей деловой женщине, матери-одиночке (восьмилетний сын), к которой нанимается домработницей бывший спортсмен и отец-одиночка (а у него дочка)…
Значит, «Мой прекрасный нянь»?
Еще планируется «Дедушка моей мечты». Тут комедийные ситуации будут крутиться вокруг отставника-солдафона, который, свалившись как снег на голову в семью с налаженным буржуазным бытом, отравляет всем жизнь, а потом как-то само собой получается, что эти «все» к нему душевно привязываются.
Это будет опять же на СТСе. Но и «Первый канал», столь чуткий к веяниям времени, готовит свой собственный ситком. Впрочем, почти что клон, героем которого станет не дедушка, а дядюшка, но тоже чьей-то мечты и примерно с такими же комедийными поворотами. Создатели уже и исполнителя главной роли, было, присмотрели – Геннадия Хазанова, да почему-то не сладили… Говорят, что звездного артиста переманили. Не исключено, что конкуренты со второго канала в еще один ситком-клон «Батюшка моей Надежды» (название рабочее).
Самая же судьбоносная примета славного будущего ситкома та, что вещатели отказываются завершать историю няни Прутковской и требуют «продолжения банкета». А продолжить его непросто, поскольку формат «Няни» лицензионный. Рассчитан он на шесть сезонов. Это, если показывать каждую получасовую серию раз в неделю. А поскольку отечественный вещатель крутил его каждый день, да еще по две порции в раз, то ему (и нам) лакомства хватило на полтора года. Сладкое кончилось к неудовольствию нашей аудитории в тот самый момент, когда она вошла во вкус.
Для вещателя (в данном случае канала СТС) закрыть тему, все равно, что зарезать курицу, которая до этого исправно несла золотые яйца. Вот поэтому, собственно, и была отложена неотвратимо надвигавшаяся свадьба Вики и Максима. А пока продюсеры договаривались с правообладателями формата об условиях его дальнейшей эксплуатации, сценаристы придумывали новые комедийные ситуации и остроумные реплики для тех же героев, канал пустил повтором уже показанное. И практически с тем же успехом.
...В начале лета на «Кинотавре» довелось увидеть, что сделалось с публикой, когда на красной дорожке появилась еще вчера никому неизвестная артистка театра «Современник» Анастасия Заворотнюк, исполнительница главной роли в «Няне»… Такой визг обожания поднялся над сочинским побережьем, что сразу стало понятно: ее Вика Прутковская – всероссийская и, пожалуй, всеэсенгешная Няня.
Стало понятно, что нам, обитателям постсоветского пространства, брошенным в пучину хаотичного рынка, хваткая, наивная, надежная, без комплексов и никогда не впадающая в грех уныния нянька, -- то самое, что нужно. С ней каждый частник-предприниматель, как у Христа за пазухой. А при случае и необходимости может почувствовать себя Пигмалионом или на худой конец мистером Хиггинсом.
На нее же охотно равняется каждая женщина.
Понятны и другие составляющие успеха.
Сколько было попыток возродить на нашем ТВ «Кабачок «13 стульев». И так и эдак пробовали. И как только эти стулья ни расставляли, как только музыканты ни садились, а дело все не шло.
Ситком «Кабачок» умер; да здравствует ситуационная комедия «Моя прекрасная няня»!
Просто «Няня» более адекватно отражает житейские реалии сегодняшнего дня: не пан Директор, а господин продюсер, и на первых ролях те, кто помоложе, и ситуации иные, и шоу-бизнес другой. Общее то, что герои все как один – в масках, которые, увы, для актеров становятся лицами. Как это и было в пору расцвета «Кабачка».
Актрисе Анастасии Заворотнюк можно позавидовать в виду ее популярности и надо посочувствовать по той же причине. Едва ли ей уже удастся содрать с себя маску Вики Прутковской.
Что же касается самой ситкомании, то от нее будет уже та польза, что она потеснит в нашем эфире «региновый юмор». Клин «Аншлага» будет вышибаться клином «ситкома».
Только так и можно бороться с напастью – посредством другой напасти.
Вот это станет, на мой взгляд, главной интригой набирающего обороты телевизионного сезона.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции