Игорь Максимычев - доктор политических наук главный научный сотрудник Института Европы РАН, посланник в отставке для РИА «Новости».
Недавние встречи в Германии президента РФ Владимира Путина с канцлером ФРГ Герхардом Шредером и с кандидатом на этот пост от оппозиции Ангелой Меркель подтвердили твердое намерение обеих сторон, вне зависимости от исхода выборов, не допускать сбоев в развитии двусторонних отношений, опираясь на тот уровень, который достигнут за последние семь лет. К тесному и взаимовыгодному партнерству, которое имеет место сегодня, две страны шли 50 лет.
Сейчас трудно себе представить, насколько накаленной была политическая атмосфера в Европе в середине 1950-ых гг. и насколько своевременной была инициатива Москвы, предложившей Бонну нормализацию отношений без каких-либо предварительных условий. Признания заслужила и мудрость Конрада Аденауэра (ХДС), вопреки советам западных союзников поехавшего в Москву и достигшего там соглашения о нормализации отношений. Правда, не стоит забывать, что к сентябрю 1955 года дипломатические отношения между СССР и другим германским государством, ГДР, существовали уже 6 лет и что процесс восстановления дружбы между немцами и русскими начался именно в сфере отношений СССР с ГДР.
При всем значении сентября 1955 года нельзя упускать из виду, что он принес только дипломатические отношения, то есть возможность для ФРГ и СССР при желании говорить без посредников. Дружественных, партнерских отношений между обоими государствами пришлось ждать еще многие годы. Сдвиг в этом направлении обозначился лишь в 1970 году с заключением Московского договора, подписанного Вилли Брандтом (СДПГ). Первым «партнерским» договором в полном смысле этого слова стал «Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве», подписанный Гельмутом Колем (ХДС) 9 ноября 1990 года. К сожалению, этот договор во многих своих частях почти 10 лет оставался декларацией. И только в XXI веке правительство Герхарда Шредера (СДПГ) стало наполнять положения этого договора реальной политикой. И в Москве надеются, что в случае, если канцлером Германии Ангела Меркель, она займет пост канцлера ФРГ, продолжит дело, начатое ее предшественниками вне зависимости от их партийной принадлежности.
Однако в окружении кандидата на пост канцлера от оппозиции есть люди, которые так и не ушли от парадигмы «холодной войны», когда, глядя на Восток, ФРГ видела не партнера, а главного противника. От того, будет ли этим людям позволено оказывать влияние на германскую политику и в какой степени, будут зависеть темпы дальнейшего продвижения двустороннего сотрудничества, во всяком случае, на начальном этапе. В то же время нет сомнений в том, что эти настроения не будут определяющими.
Прочность фундамента здания российско-германского партнерства определяется неподверженными политической конъюнктуре базовыми реальностями континента и мира в начале XXI века.
В Европе остро ощущается необходимость скорейшего преодоления оставшихся от периода конфронтации барьеров, которые упорно не желают исчезать и лишь перемещаются все дальше к Востоку, к границам России. Решение Евросоюза и России о создании общеевропейских пространств – это единственно надежный путь к стабильному будущему континента. Однако Еврокомиссия недопустимо медлительна и нерешительна. Она проявляет себя скорее как братская могила идей и проектов строительства Большой Европы, чем как штаб континентальной стройки. Поэтому инициативу приходится брать на себя государствам, на деле мыслящим по-европейски.
В политической сфере роль «маяка», бесспорно, выполняет тройка Франция-ФРГ-Россия, которая впервые с периода «холодной войны» объединяет Запад, Центр и Восток континента. Прекращение конфронтации дало Европе шанс восстановить в какой-то мере международное влияние, которого она лишилась практически полностью во времена «холодной» войны. Реализовать этот шанс она сможет, только окончательно избавившись от внутриевропейских стен и дрязг. Точнее - Европу услышат в мире лишь в том случае, если голоса России и Евросоюза зазвучат в унисон. Достижению этой цели и служит в первую очередь «тройка», поддерживающая все проекты, способствующие объединению континента.
Путь к общеевропейскому энергетическому альянсу прокладывает и подписанное 8 сентября текущего года соглашение о североевропейском газопроводе, хотя формально оно является российско-германским. Это событие невозможно переоценить. Потребности в энергоносителях растут и будут расти. Особенно быстро растет спрос на газ.
Существует только два способа гарантировать поступление извне необходимых, как воздух, энергоносителей – овладение мировыми месторождениями газа и нефти или партнерские отношения с располагающими такими месторождениями странами.
Россия готова и в состоянии обеспечить стабильное снабжение остальных европейских стран (и не только европейских) энергоресурсами на взаимовыгодных условиях. Попытки запугать наших партнеров опасностью «энергозависимости» от России несостоятельны. Россия вовсе не против диверсификации источников снабжения Евросоюза, если он найдет таковые.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции