В 1790 русская эскадра одержала победу над турецким флотом у мыса Тендра
День воинской славы России - в честь победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецким флотом у мыса Тендра (1790).
В русско-турецкой войне 1787-1791 годов русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Федора Федоровича Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра. 8 сентября 1790 года русские корабли неожиданно появились перед противником, стоявшим на якоре. «Неприятельский флот, - записано в флагманском журнале Ушакова, - обрубая якоря, будучи в беспорядке, вступил под паруса и побежал к стороне Дуная». Немедленно, не перестраиваясь в боевой порядок, русская эскадра атаковала турецкий флот. Линия турецких судов расстроилась, и они стали спешно уходить к Дунаю. Только ночная темнота спасла турецкую эскадру. На следующий день Ушаков возобновил преследование. Смело и решительно атакуя противника, поражая его меткой орудийной стрельбой, Ушаков спешил сблизиться с противником. «Дистанция ружейного, даже пистолетного выстрела - и в картечь!» - таков был его обычный прием, приводивший врага в замешательство. В итоге 11 сентября 1790 года семь турецких кораблей сдались, остальные спаслись бегством. Потери турок превысили две тысячи человек, русские потеряли 21 человека, 25 человек были ранены. Блестящая победа русского флота обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости. Федора Ушакова в России прозвали «морской Суворов».
День танкиста
Во второе воскресенье сентября в России отмечается День танкиста. Памятный день был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР первого июля 1946 года. 8 сентября 1946 года, в соответствии с приказом министра Вооруженных Сил, в Москве на Красной площади был проведен парад-марш гвардейской танковой Кантемировской дивизии. С тех пор второе воскресенье сентября стало отмечаться как День танкиста.
История российских бронетанковых войск уходит корнями в начало 20-го века. После того как в годы первой мировой войны на полях сражений появились первые английские танки, все европейские державы приступили к разработке собственного тяжелого механизированного вооружения. По заказу Главного броневого управления Красной Армии на Сормовском заводе был создан и 31 августа 1920 года вышел на ходовые испытания первый отечественный танк.
Сложная политическая и экономическая ситуация, а затем и революционные события 1917 года не помешали России уже к концу 1920 года иметь в составе Красной армии 11 автотанковых отрядов, которые отлично зарекомендовали себя и при отражении агрессии Антанты, и в годы гражданской войны. В 1920-е годы была создана необходимая база, послужившая основой для дальнейшего развития танковых войск. С 1927 года было налажено серийное производство бронетанковой техники. В 1930-е годы танкостроение продолжало развиваться. Конструкторскими бюро под руководством М.И.Кошкина и Ж.Я.Котина были созданы танки нового поколения Т-34 и КВ, которые по своим боевым возможностям значительно превосходили аналогичные зарубежные образцы. В годы Великой Отечественной войны танковые части и соединения стали опорными звеньями обороны всего государства. Действия советских танковых войск в эту войну навсегда вошли в мировую историю военного искусства.
В последующие десятилетия отечественное танкостроение продолжало активно развиваться на основе опыта минувшей войны, передовых научно-технических достижений, с учетом изменения тактики ведения боевых действий танковыми войсками в войнах и вооруженных конфликтах ХХ столетия. В 1993 году на вооружение армии был принят уральский танк Т-90, который является головным в войсках. Тактико-технические характеристики и боевые возможности этой машины ставят ее в один ряд с лучшими зарубежными образцами, а по некоторым параметрам она существенно превосходит их. В настоящее время Россия занимает лидирующее положение в мире в области танкостроения благодаря своевременному внедрению на технике всех ноу-хау отечественной науки. Российские танки Т-72, Т-80, Т-90, состоящие на вооружении десятков государств, прекрасно зарекомендовали себя в любых условиях эксплуатации.
104 года назад состоялось открытие Виндавского вокзала в Москве
104 года назад (1901) состоялось торжественное открытие Виндавского (ныне Рижского) вокзала в Москве.
В связи с ростом внешней торговли Николай II высочайшим Указом от 2 марта 1897 года потребовал создания кратчайшего, бесперегрузочного пути из «старой столицы» к незамерзающим портам Прибалтики - Виндаве ( ныне Вентспилс), Риге. Так как время на постройку новой железной дороги было ограничено, ее проектирование велось по упрощенным техническим условиям, с созданием большого количества обходов естественных препятствий Клинской гряды. В связи с проблемами, возникшими при выкупе земель у частных землевладельцев по трассе будущей дороги, укладка рельсов (от моста через речку Сходню) началась только в сентябре 1898 года, а основные работы - лишь зимой 1899 года.
Праздничный день открытия Виндавского вокзала в Москве состоялся 11 сентября 1901 года. Здание вокзала было убрано массой цветов и гирляндами зелени. На станции между двумя мачтами была натянута зеленая муаровая лента с надписью «Московско- Виндавская железная дорога, 11 сентября 1901 года». Возле ленточки стоял готовый к отправлению поезд с красиво декорированным зеленью паровозом. Священник окропил поезд и здание святой водой, после чего была перерезана лента, раздался свисток, и поезд плавно тронулся в путь. Этот состав дошел без пассажиров до станции «Москва-П» и вернулся назад. Первый поезд в этот же день отправился до Виндавы вечером, в этом составе было 800 пассажиров, в основном коммерсанты, предприниматели, моряки. Дорога с первых дней пользовалась популярностью, изо дня в день росли пассажирские и грузовые потоки в порты Прибалтики, налаживались и крепли партнерские связи.
193 года назад купец Иван Кусков основал Форт Росс
193 года назад (1812) купец Иван Кусков основал первое поселение русских на Аляске - Форт Росс.
Еще в XVIII веке русские промышленники, охотники земледельцы начали селиться на Аляске и Алеутских островах - в тех местах, которые стали позже называться Русской Америкой. Во второй половине XVIII века на севере Тихого океана русские мореходы - первооткрыватели Алеутских островов и Аляски - продолжали прокладывать пути в неведомое. В последней четверти века по всему северо-западному побережью Америки возникли постоянные поселения русских.
Форт Росс - первое европейское поселение к северу от Сан-Франциско (около 100 километров ) и самая южная точка продвижения русских первопроходцев вдоль Северной Америки. Форт основан русским купцом Иваном Кусковым 11 сентября 1812 года. Свой первый поход для осмотра местности Кусков предпринял в 1808 году, а в начале 1809 года бросил якорь в заливе Бодега. Затем, во время второго похода в 1811 году, он провел исследование прилегающей территории. Особенно ему понравился участок в 20 милях от залива. Это небольшое открытое плато, обращенное к морю, отделялось от остальной местности несколькими глубокими ущельями, идущими в различных направлениях, так что его легко было защищать. Более того, здесь располагались пастбища, рос строевой лес, была проточная вода - река Славянка (впоследствии названная американцами Русской ) и лучший климат на побережье. Хотя этот участок формально был в юрисдикции испанцев, Кусков купил его у индейцев, заплатив три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги, несколько ниток бус. Поселение, названное Фортом Росс, было основано, когда Кусков прибыл на место с 95 русскими и 80 алеутами.
В течение почти тридцати лет форт служил опорным пунктом Российско-Американской компании, занимавшейся промыслом пушного зверя и торговлей на американском континенте. Форт представлял собой традиционную для русской архитектуры деревянную крепость, в которой размещались все необходимые постройки. На территории форта было воздвигнуто первое в Калифорнии церковно-православное здание часовни Пресвятой Троицы, которое является одним из важнейших историко-культурных и религиозных центров русской общины Сан-Франциско. После ухода из поселения русских земля несколько раз перепродавалась различным владельцам, однако первые здания форта сохранялись. Ныне Форт Росс входит в состав национального заповедника штата Сонома. В крепости организован музей.
68 лет назад родился Иосиф Давидович КОБЗОН
68 лет назад (1937) родился Иосиф Давидович КОБЗОН, певец, народный артист СССР.
На профессиональную эстраду Иосиф Кобзон пришел, как и многие его современники, из самодеятельности; с 1956 по 1959 год он служил в Советской Армии, и в конце второго года службы его пригласили в ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа. Так и решилась его судьба. С 1959 года он стал солистом Всесоюзного радио. Тогда это означало постоянные выступления с исполнением песен строго определенной тематики: о советских людях, их славных делах и свершениях, музыку для которых писали композиторы-песенники Э.Колмановский, М.Таривердиев, А.Пахмутова, О.Фельцман, Я.Френкель. В песнях, которые исполнял Иосиф Кобзон, отразилась история страны 1960-1970-х годов. Репертуар Кобзона всегда отличался многожанровостью - от героики до русской народной песни и романса, но особенно близки ему произведения сильные, эмоциональные, посвященные памяти поколений, связи прошлого с настоящим. Достаточно вспомнить исполнение памятных всем «Баллады о красках», песни-воспоминания о Родине из «Семнадцати мгновений весны» и др. Спустя десятки лет после пика эстрадных выступлений певца его голос в стране любят и знают.
Работу на радио певец совмещал с концертной деятельностью; он много ездил с гастролями по всей стране, побывал во многих зарубежных странах. В 1962 году перешел работать в Москонцерт, а с 1989 года стал солистом и художественным руководителем дирекции концертно-зрелищных программ «Москва». С 1984 года Иосиф Кобзон являлся художественным руководителем вокально-эстрадного отделения, а в настоящее время - руководитель кафедры эстрадных вокалистов Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
С 1989 по 1992 год Кобзон был народным депутатом СССР, с 1997 года по настоящее время - депутат Государственной Думы РФ, председатель Комитета Госдумы по культуре. Иосиф Кобзон удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста РСФСР, народного артиста Украины, народного артиста Дагестанской АССР, заслуженного артиста Чечено-Ингушской АССР. В 2003 году за оказание помощи в освобождении заложников на Дубровке был награжден орденом Мужества.