Татьяна Становая, ведущий эксперт Центра политических технологий – РИА «Новости».
За последние месяцы «оранжевый режим» на Украине достиг состояния кризиса. В том, что в таком состоянии он недееспособен и рано или поздно перед президентом встанет вопрос о разрешении внутренних противоречий посредством кардинальных кадровых решений, не сомневался никто. Вопрос состоял лишь в том, сможет ли «оранжевая власть» в таком состоянии дотянуть до выборов. Ведь в этом были заинтересованы все: и президент Виктор Ющенко, и премьер-министр Юлия Тимошенко. Однако не дотянули: в отставку отправлен весь кабинет министров, а также его главный аппаратный конкурент - глава Совета по национальной безопасности и обороне (СНБОУ) Петр Порошенко. Чем это обернется для Ющенко, и стоило ли это решение всех тех последствий, которые неизбежно за ним последуют?
Итак, главное, чего добился Виктор Ющенко отставкой Юлии Тимошенко – это появление мощного «оранжевого» оппозионера, который способен по итогам предстоящих в следующем году выборов лишить исполнительную власть поддержки парламента. Вряд ли теперь Тимошенко согласится на создание блока с пропрезидентской «Нашей Украиной»: к политическому, аппаратному соперничеству добавилась сильная эмоциональная обида. Как сообщил СМИ источник в кабинете министров, Тимошенко заявила, что сегодня ее третий раз предал Ющенко: первый раз - когда она была вице-премьером, потом когда он назвал движение «Украина без Кучмы» «фашистским» и сегодня, когда она услышала заявление Ющенко о том, что для принятия решения по Петру Порошенко необходимы документы.
Показательно, что внешне президент как будто не стал выбирать, какую из противоборствующих сил ему стоит поддерживать: Петра Порошенко, который пытался взять на себя основные административные рычаги управления страной, и которого называли главой реального правительства, или Юлию Тимошенко – человека, получившего свой пост за «вклад» в победу «оранжевой революции» и претендующего на первое место в системе власти Украины. Они оба были отправлены в отставку. Однако в действительности, есть все основания полагать, что выбор был сделан и не в пользу Тимошенко.
Несмотря на отставку, Петр Порошенко сохранит по большей части свое политическое влияние на президента, хотя уже преимущественно неформальное, кулуарное. Во-первых, заметим, что Порошенко подал прошение об отставке вовсе не с целью покинуть большую политику. В Украине уже сложилась практика: просить об отставке с целью остаться. Президент, стремясь сохранть ключевых людей на своих постах, публично выражает доверие в ответ на прошение и тем самым лишает оппонентов шансов добиваться ухода своего конкурента с руководящей должности. Тем самым Порошенко сыграл на опережение: именно в тот момент Тимошенко выдвинула Ющенко ультиматум: уход Порошенко, автономия премьера в формировании «своей части» предвыборного блока в обмен на отставку главы СНБОУ. Однако, судя по итоговому решению, Виктор Ющенко не был готов уволить своего ближайшего соратника, значительно усилив тем самым главу кабинета министров. Он также не мог уволить только Тимошенко: это означало бы полный разрыв отношений с ней и крест на имеющей принципальное значение для будущего «оранжевого режима» предвыборной коалиции. В итоге к вечеру четверга президент Украины оказался в безвыходной ситуации, разрешить которую он мог только приняв решение об увольнении обоих политиков. По его рассчетам, он, во-первых, хоть как-то компенсирует Тимошенко потерю поста, что даст шанс на сохранение с ней приемлемых отношений и как следствие – на предвыборное сотрудничество. Ну а, во-вторых, двойное кадровое решение позволит выйти, наконец, из кризиса «зависшей» системы власти, не способной к нормальной управленческой деятельности.
Однако расчет Виктора Ющенко может оказаться неверным: Тимошенко вряд ли примет «пряник» в виде отставки Порошенко, а личная обида будет «направлена» на формирование автономного предвыборного движения, «оранжевой» оппозиции. Также весьма сомнительно, что будущий кабинет министров окажется в достаточной мере дееспособен: если раньше основная линия противостояния шла внутри исполнительной власти, то в новой реальности оно разовьется между исполнительной властью и парламентом, где возможны ситуативные коалиции сегодняшней оппозиции с депутатами, лояльными Тимошенко. При любом раскладе сил получается, что победа «оранжевой революции» привела к власти людей, не способных выстроить систему управления страной.
Майдан, который решил судьбу Украины, «стоял» не за Ющенко и не за конкретных людей, а за идею «жить как в Европе», которая, как казалась «революционерам», выражена в лидерах «оранжевого» движения. Майдан «голосовал» не столько «за» Ющенко или Тимошенко, сколько против прежней системы власти, которая была «чужеродной» для Западной Европы. Но получается, что путь евроинтеграции становится все более отдаленным: новая власть из-за своей неспособности вести страну в направлении, указанном Майданом, увязла в собственных внутренних разборках, пытаясь в первоочередном порядке расплатить по долгам и перед основными «спонсорами» «революции».
Теперь в Украине стоит ожидать борьбы вокруг «истинных ценностей» «оранжевой революции»: сторонники Тимошенко будут обвинять Ющенко в предательстве идеалов, а президент сваливать все беды на популисткое правительство под рукоководством уже бывшего премьера. Однако очевидно лишь одно – разочарование в «революции» будет расти, снижение социальной базы поблекшего «оранжевого режима» негативно скажется на его способности реализовывать заявленные цели, а ЕС лишний раз задумается, кто хочет стать ее полноправным членом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции