Военный обозреватель РИА «Новости» Дмитрий Буданов.
В начале сентября Елецкий городской суд Липецкой области вынес приговор главному специалисту управления образования города Ельца Василию Сидорову, которого он признал ответственным за гибель на учебных сборах десятиклассника местной школы. Как установило следствие, 17-летний Александр Новоселов скончался 17 мая 2005 года во время трехкилометрового кросса, который школьники должны были пробежать в соответствии с программой этих сборов. Позже выяснилось, что подросток страдал хроническим сердечным заболеванием и погиб от острой коронарной недостаточности. Руководитель сборов Василий Сидоров был приговорен к одному году условно.
Это уже не первый случай гибели школьника во время таких сборов. 5 сентября 2003 года погиб ученик 11-го класса Александр Бочанов. Как выяснилось, у него также были серьезные проблемы со здоровьем, он страдал хроническим заболеванием надпочечников. Тогда руководитель сборов подполковник Владимир Завадский получил четыре года лишения свободы условно с испытательным сроком в два года.
Напомним, что военные cборы для старшеклассников, официально именуемые учебными, появились в России в 2001 году после издания совместного приказа министерств обороны и министерства образования. Согласно этому документу, они проводились в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и носили необязательный характер. И школьники могли отказаться от участия в учебных сборах по собственной инициативе, а также по соответствующему заявлению родителей. Кроме того, согласно закону, к учебным сборам нельзя было привлекать школьников, которые не могут в них участвовать по состоянию здоровья.
По мнению члена комитета по обороне Государственной Думы России Николая Безбородова, последние несчастья с летальными исходами стали следствием как раз факультативного характера начального военного образования, не обеспечивающего «ни должного контроля, ни должной организации сборов».
Первую попытку придать начальной военной подготовке самостоятельный статус была предпринята в 2003 году депутатами Госдумы третьего созыва. Для этого в тексте закона «Об образовании» нужно было изменить факультативный характер посещения урока на обязательный. Тогда принятие документа было отложено из-за активного противодействия членов комитета по образованию. Тем не менее, в июле 2005 года законопроект все-таки был принят. Причем сразу во втором и третьем чтениях. Подавляющим большинством голосов при отсутствии воздержавшихся – за высказался 351 депутат, против – 1. Формально он вступил в силу с 1 сентября этого года.
По новому закону, все старшеклассники мужского пола в обязательном порядке должны будут получать начальные знания об обороне государства и воинской обязанности граждан. Закон также предусматривает и обязательное участие в учебных сборах, которые включают изучение боевого оружия, проведение стрельб, а также кроссы в противогазах.
Вынесение приговора Василию Сидорову подхлестнуло общественную дискуссию по этому вопросу. На защиту старшеклассников встали многие преподаватели. По их мнению, закон не обеспечен ни в правовом, ни в материальном плане и бессмыслен педагогически. Более того, по выражению учителя московского лицея № 1525 Леонида Перлова, его реализация «причинит серьезный вред детям – и в плане милитаризации их сознания, и как прямая угроза для жизни».
С другой стороны, для проведения занятий по НВП даже в столице нет подходящих кадров. Кроме того, в настоящее время в городском бюджете средств для строительства полос препятствий и приобретения пневматического оружия просто нет. А если Москва не справляется, то говорить о провинциальных школах и не приходится.
Так какую же цель преследовали депутаты, внося изменения в закон «Об образовании»? Не является ли инициатива законодателей свидетельством того, что власти действительно взяли курс на милитаризацию общества?
Но предположения о том, что целью введения НВП является постановка всех юношей под ружье, далеки от истины. Даже за два года срочной службы солдат не всегда на должном уровне овладевает необходимыми знаниями и навыками обращения с боевым оружием и техникой. А пятидневные сборы школьников по определению не могут дать и этого минимума. Ввиду же отсутствия достаточной материальной базы программа учебных сборов включает в себя зачастую только теоретическую подготовку, на практике ограничиваясь лишь бесконечной шагистикой, кроссом и полосой препятствий. А вместо автоматов ученики в лучшем случае имеют дело с их деревянными макетами.
Так что если даже законодатели и намеревались научить старшеклассников военному делу, то их намерениям не суждено осуществиться. Вместе с тем очень хочется верить в то, что депутаты, голосуя за введение обязательной военной подготовки в школьную программу, ставили перед собой иную цель: воспитать из юноши мужчину – целеустремленного, обладающего силой воли и твердым характером, уверенного в собственных силах, способного постоять за себя и близких.
Правда, при этом важно, чтобы в головах юношей укоренилась мысль о том, что за них кто-то отвечает, что их жизнь и здоровье находятся в безопасности. В том числе и на время проведения учебных сборов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции