ДЖАКАРТА, 8 сен - РИА "Новости", Михаил Цыганов. Участники завершившейся в четверг в индонезийской столице международной конференции по безопасности судоходства решили создать в Малаккском и Сингапурском проливах "морской электронный путь" (МЭП).
Как заявил РИА "Новости" участвовавший в работе форума генеральный секретарь Международной морской организации (ММО) Эфимиос Митропулос, подписанный прибрежными государствами - Индонезией, Малайзией и Сингапуром - и ММО меморандум о взаимопонимании предусматривает использование на главной морской трассе планеты новейших навигационных технологий.
По узкому 990-километровому проходу между индонезийским островом Суматра и Малайзией - Малаккскому проливу - каждый год проходит до 60 тысяч судов, перевозящих четверть объема мировой торговли и 80% потребляемых Японией и Китаем энергоносителей.
Однако самый оживленный морской путь планеты является также одним из самых опасных. И дело здесь не только в частых нападениях пиратов и морских разбойников, но и в том, что постоянно растущее число движущихся проливом судов приводит ко все учащающимся случаям столкновений и выбросов судов на сушу. Наконец, частые утечки нефти создают прямую угрозу для миллионов жителей прибережных государств, чье благосостояние напрямую зависит от чистоты окружающей среды в районе пролива.
"Проект МЭП предусматривает создание на берегах Малаккского и Сингапурского проливов необходимой инфраструктуры, которая в масштабе реального времени будет передать на идущие там суда метеорологическую и картографическую информацию, позволит им исключительно точно определять свое положение и избегать столкновений и мелей", - заявил генсек ММО.
Кроме того, предусматривается оснащение судов системами автоматического опознания и связи, что позволит активизировать усилия по борьбе с пиратством и морским разбоем, добавил он.
По словам Митропулоса, так называемая "демонстрационная" стадия МЭП займет пять лет, после чего - в случае наличия необходимых финансовых ресурсов - можно будет перейти к дальнейшим шагам.
При этом он подчеркнул, что любые меры в данном направлении могут предприниматься лишь на основе уважения национального суверенитета и территориальной целостности прибрежных государств.
Центр по мониторингу движения всех проходящих проливом судов и кораблей будет создан на индонезийском острове Батам. Кроме того, он же займется и вопросами охраны окружающей среды на протяжении морской трассы.
Принятая участниками конференции Джакартская декларация предусматривает проведение регулярных встреч между тремя прибрежными государствами, судоходными компаниями и странами-пользователями проливов для обсуждения вопросов безопасности на этой трассе.
Как заявил журналистам помощник командующего Западным флотом ВМС Индонезии Сурьо Виранто, в целях борьбы с пиратством и морским разбоем Индонезия, Малайзия и Сингапур выделят по два самолета для проведения операции "Глаз в небе" - мониторинга судоходства в Малаккском и Сингапурском проливах с воздуха.
Он также отметил, что три прибрежных государства уже заключили между собой необходимые двусторонние соглашения относительно преследования правонарушителей по горячим следам в чужих территориальных водах, и потому подписание многостороннего документа по данному вопросу не является необходимым.
В организованном совместно Индонезией и ММО двухдневном форуме принимали участие около 300 представителей более чем 40 стран и международных организаций, включая Россию.