Военный обозреватель РИА «Новости» Виктор Литовкин.
Владимир Путин отправил в отставку главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова. По случаю «достижения предельных сроков нахождения на воинской службе.
При Куроедове затонула атомная подводная лодка «Курск», где погибло 118 моряков, атомная подводная лодка К-159, из которой не смогли спастись 9 человек, чуть не пошел ко дну в центре Санкт-Петербурга накануне празднования Дня ВМФ сторожевой корабль «Неукротимый», и едва не произошла трагедия с батискафом АС-28. Там трое суток на глубине 200 метров ждали решения своей судьбы пятеро спасателей.».
5 сентября главкому ВМФ исполнился 61 год. По закону «О воинской обязанности и военной службе» генералы и адмиралы могут находиться в боевом строю только до 60 лет. Продление срока службы возможно лишь по указу президента на пять следующих лет, да и то каждый раз по одному году. В 2004 году, вопреки прогнозам специалистов, Куроедову контракт был продлен. В нынешнем - уже нет. Видимо, чаша терпения Верховного главнокомандующего переполнилась. Не реагировать на общественное мнение, не раз высказанное в СМИ, тем более после драмы батискафа Ас-28, он уже не мог. И хотя президент Путин, в отличие от своего предшественника на посту главы государства, не любит «рубить с плеча». Не устраивает публичных разносов провинившимся начальникам и руководителям. Старается решить кадровые вопросы тихо и спокойно, не предоставляя отставникам повода для затаенной обиды. На этот раз он не стал уклоняться от давно назревавшего решения. Но и тут Куроедов был отправлен в отставку по возрасту, получил аудиенцию у президента и даже благодарность за проделанную работу.
Правда, косвенным свидетельством недовольства Владимира Путина положением дел в ВМФ стала отставка с должности заместителя командующего войсками и силами на Северо-востоке (район полуострова Чукотка и Камчатка) контр-адмирала Александра Заики. Именно он руководил операцией по ремонту системы подводного наблюдения, которую проводил не предназначенный для этих целей батискаф АС-28, оказавшийся в плену у браконьерских сетей и самой системы слежения за чужими подводными лодками, и не организовал обеспечение работающих на глубине в 200 метров моряков исправной страховочной и спасательной аппаратурой.
Кстати, в минувший выходной все члены экипажа батискафа АС-28 были награждены орденами Мужества, а английские, американские и японские военнослужащие и гражданские специалисты, оказавшие помощь тихоокеанцам в спасении жизней российских моряков, удостоены российских орденов Дружбы, Почета и «За морские заслуги».
Одновременно с отставкой адмирала флота Владимира Куроедова и вице-адмирала Александра Заики в руководстве ВМФ произошли и другие кадровые изменения. Главнокомандующим Военно-Морским флотом России вместо Куроедова указом президента назначен адмирал Владимир Масорин, а его место - начальника Главного штаба ВМФ занял командующий Северным флотом адмирал Михаил Абрамов. Военные аналитики считают эти назначения очень удачными и перспективными. Хотя Владимир Масорин тоже подошел к критическому возрасту пребывания на воинской службе - ему 58 лет, в кругу военных специалистов его называют руководителем высокого уровня. Профессиональным, ответственным и глубоко самокритичным, умеющим принимать нелегкие, но правильные решения в самый решающий момент. В том числе и не допускать развития ситуации до критической точки.
Именно Масорину принадлежала идея обратиться за помощью к иностранным морякам во время происшествия с батискафом АС-28. Его настойчивость, готовность взять ответственность на себя, решение допустить англичан и американцев в закрытый и охраняемый от чужих кораблей район сыграла, в конце концов, решающую роль в спасении жизней пяти российских моряков. И это нельзя было не оценить. Кроме того, именно начальник Главного штаба ВМФ, исполняя обязанности главкома, когда адмирал Куроедов находился в госпитале, организовал поход моряков-тихоокеанцев к Шаньдунскому полуострову Китая и проведение там совместных российско-китайских маневров, а перед этим успешное проведение учений на Северном флоте с пуском стратегической ракеты из-под воды, с ракетными, артиллерийскими и зенитно-ракетными стрельбами группировки кораблей в Баренцевом море, за которыми наблюдал Верховный главнокомандующий, а так же поход боевого ордера северян в Атлантику, где они проведут маневры совместно с кораблями Балтийского флота. Все эти успехи Масорина не остались незамеченными ни президентом, ни общественностью.
Впервые в современной истории страны на пост начальника Главного штаба ВМФ назначен очень молодой по военным меркам адмирал - 49-летний Михаил Абрамов. Он уже успел зарекомендовать себя весьма грамотным и ответственным военачальником. Командовал кораблями, эскадрами кораблей, флотилией стратегических атомных подводных лодок и даже самым мощным российским Северным флотом. Теперь ему подчинен весь флот России. Помочь ему стать достойным требований сегодняшнего и, особенно, завтрашнего дня - очень амбициозная задача, как для нового НГШ, так и для нового Главкома.