- Накануне Россия отозвала свою подпись под договорами о границе с Эстонией. Как следует воспринимать этот шаг Москвы?
- Отзыв подписи России под договорами о границе с Эстонией – заключительный этап процесса, который начался достаточно давно. В августе было постановление правительства России на эту тему, после чего кабинет внес предложение на утверждение президенту. До этого была инициатива МИД на сей счет. Таким образом, отзыв подписи - логическое завершение многоступенчатой процедуры, предусмотренной российским законодательством. В российской практике это весьма редкое явление.
- Некоторые эстонские политики предлагают блокировать переговоры об облегчении визового режима между Россией и Евросоюзом, как Вы расцениваете такие высказывания?
- Это все эмоции. Заявления политиков, как правило, юридических последствий не имеют. Европейский союз работает на основе консенсуса. Но любое соглашение отражает интересы сторон, участвующих в нем. Поэтому то, о чем мы говорим сейчас с Евросоюзом по облегчению визового режима, включает положения, отвечающие как нашим интересам, так и интересам Евросоюза. Если некоторые эстонские политики сейчас это не понимают, то поймут позже.
- Как относится Европейский союз к позиции России в ситуации с договорами о границе с Эстонией?
- Официальная позиция Европейского союза сводится к тому, что данные вопросы относятся к категории наших двухсторонних отношений с Эстонией и Латвией. Естественно, Евросоюз выражал сожаление, что так получилось.
Выражалась и надежда, что в итоге стороны договорятся, соглашения будут подписаны и вступят в силу. В Москве эти надежду разделяют. Дело за малым, чтобы наши соседи пересмотрели свой подход, отозвали или аннулировали те односторонние шаги, которые ими были предприняты.
- Что Вы можете сказать относительно новых переговоров по договорам о границах?
- Естественно потребуются новые переговоры и новое подписание. Речь не идет о том, что будет новая линия границы, она в полной мере соответствует той административной границе между РСФСР и Эстонской ССР и Латвийской ССР, которые существовали на момент распада Советского Союза. Тут вопросов нет. Что же касается разграничения морских пространств в Финском заливе, такого между республиками Советского Союза не было, это новый элемент, но он полностью соответствует нормам международного права.
- Кто должен сделать первый шаг к возобновлению переговоров по договорам?
- Тот, кто завалил ратификацию, тот и должен сделать первый шаг.
- Вы имеете в виду Эстонию?
- Естественно.
- Латвия намерена выработать методологию подсчета выплаты компенсации Россией ущерба за «советскую оккупацию». Как Вы прокомментируете постановку такого вопроса европейским государством, членом Евросоюза?
- Я бы отнес такие действия к сфере занимательной арифметики, не имеющей никакого практического смысла. К сожалению, такие заявления способны внести дополнительную напряженность в двусторонние отношения.
- Следуя таким рассуждениям, Россия также может потребовать компенсаций за возведения массы предприятий, объектов инфраструктуры в послевоенный период?
- Не только это. Например, можно оценить исторический ущерб, нанесенный латышскими красными стрелками.
- Вы назначены постоянным представителем России при Европейских сообществах. Когда Вы планируете оправиться в Брюссель?
- Я нахожусь в моем кабинете в МИДе буквально последние минуты. Уже в воскресение я вылетаю на новое место работы.
Спасибо Вам за интервью, и успехов на новом поприще.
Интервью взял Сергей Рябикин