Рейтинг@Mail.ru
Размышления в приемные часы - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Размышления в приемные часы

Читать ria.ru в

Логика отечественной бюрократической деятельности кажется мне настолько понятной, что постоянные общественные охи и ахи, которые ее сопровождают, представляются или отражением какой-то сверхъестественной наивности, или сознательным лицемерием. Как они могли принять такой глупый и вредный закон?!. Кто же им позволил так себя вести?!. Зачем они так поступают, это же глупо?!. Нет, дорогие соотечественники, отнюдь не глупо, и так себя вести позволяют они себе сами, и законы, подзаконные акты и прочие правила принимают сами в своих же интересах, и шаг за шагом превращают нас из подданных страны в своих, прямо скажем, рабов. В живую собственность бюрократии.

Почему гаишник, персонаж избитых анекдотов, может просто так остановить вас и проверить не водительские права, которые только и должны быть ему подконтрольны по логике нормальной жизни, а документы на машину? Что, ваша ржавая «шестерка» вызвала у него подозрения сходством с угнанной «семеркой» BMW? Почему вас подозревают в воровстве без всяких на то оснований? С таким же успехом обычный милиционер на улице может остановить вас и потребовать документы, подтверждающие право собственности на пиджак или часы – их вы ведь тоже, скорей всего, украли… Все это чепуха. Гаищнику нужны деньги. И все устроено так, чтобы по любой мыслимой и немыслимой причине вы их ему дали.

А вот совершенно другая, недвижимая сфера: вы построили или купили дом. Логично было бы, чтобы из официальных институтов вами заинтересовались фискальные – справедливость налога на землю и дом не вызывает сомнений. Но почему самые большие страдания новому домовладельцу причиняет организация с вроде бы невинным названием «бюро технической инвентаризации»? БТИ, будь оно проклято! В своем роде тоже ГАИ, между прочим, кто сталкивался, тот согласится. Почему надо там выстаивать многодневные очереди и почему именно там решают, имеете ли вы право уничтожить стену между ванной и спальней, или пустить лестницу на второй этаж по стене гостиной? Если проект сделан профессиональным архитектором, имеющим лицензию на такую работу, почему пожилая тетка с незаконченным средним должна его контролировать? Заметьте: не профессиональный пожарный или специалист по сейсмостойкости, а совершенно ни в чем, кроме способов собственного кормления от должности, ничего не понимающая служащая. Ей и зарплата назначается с учетом ее реальных возможностей портить людям существование…

Между тем, жизнь идет своим чередом, и, чтобы она не казалась совсем уж прекрасной, к вам приехал родственник из Курска. Вы никогда не ходили с родственником из Курска в милицию, чтобы зарегистрировать его пребывание? Значит, судьба еще не испытывала вас по-настоящему. Там, в милицейском предбаннике с висящими на стенах непонятными и не читающимися на расстоянии хотя бы десяти сантиметров образцами анкет, среди смуглых, но бледных от ужаса граждан сопредельных стран, у дверей кабинета, хозяин которого все еще задерживается, хотя время приема уже заканчивается, вы многое переживете и о многом задумаетесь. Вы даже примете допущение, что родственник ваш – член оргпреступной группировки, но все равно не поймете, как регистрация это выявит и предотвратит проникновение курского криминала в Москву. Зато, если не дурак, сразу поймете, почему некоторые умельцы входят в пустой вроде бы кабинет без всякой очереди и выходят довольные.

Вообще-то, в любой стране бюрократия не доставляет своим существованием удовольствия гражданам и, особенно, иностранцам. Кто сталкивался, например, с немецкими или французскими чиновниками, тот знает, что любая попытка общаться с ними, как с человеческими существами, бессмысленна и будет пресечена ими же. Но есть два важных отличия их бюрократов от наших. Во-первых, правила, которым следуют у них, за редкими исключениями кажутся разумными даже страдающему от этих же правил просителю, в них есть целесообразность, они основаны на предположении, что каждый человек добропорядочен, если не доказано обратное. Во-вторых, рядовые чиновники этим правилам следуют неукоснительно, не делая никогда и никаких исключений. Естественно, что и там есть коррупция, она есть везде, где имеется славное чиновничество, но, вероятно, их коррупция в основном поражает верхние слои бюрократов – на нижнем же уровне государственные законы действуют с неотвратимостью природных. Это примиряет с действительностью, даже если тебе эти законы вредны: что делать, всем одинаково плохо.

У нас все наоборот. Все законы и правила производят впечатление придуманных исключительно только для того, чтобы выборочно издеваться над людьми, которые заведомо считаются все, как один, преступниками – этот на машине ворованной ездит, тот в столицу проникает под видом дядьки, решившего проведать племянника,  а на самом деле по своим мафиозным делам… Естественно, что именно такой подход позволяет, во-первых, чиновникам бесперебойно получать взятки со всех и, во-вторых, спокойно жить, дав необременительных денег, именно тем, кого законы, вроде бы, должны прижимать, ограничивать и искоренять.

Ну, вот в Москве взялись за «тарелки» - наружные антенны спутникового телевидения, радиоинтернета и любительских радиоустройств. Теперь все, кому придет в голову установить на стене дома такую антенну, и даже все, кто уже давно установил, должны будут собрать кучу документов, в том числе и какой-то «архитектурный план» (о, ужас!) и представить в разрешительные инстанции. Обойдется это в тысячу примерно долларов… Разберем ситуацию. Некая фирма, официально зарегистрированная, за деньги установила мне «тарелку». Очевидно, что она сделала это не вопреки закону – ведь никто не изберет официальным бизнесом нечто явно противозаконное. Теперь официальные власти спохватились и обнаружили, что «тарелки» уродуют архитектурный облик столицы – так и пусть разбираются с теми, кто эти тарелки устанавливал и устанавливает! Но нет, это не даст притока в бюрократические приемные измученных, готовых на все просителей, бизнесмены быстро договорятся где-нибудь на высоком городском уровне, повысят цены для клиентов – и все. А десятки, если не сотни простых, мелких чиновников останутся ни при чем. То ли дело работа с населением… Принесли архитектурный план? Нет, это неправильный архитектурный план, вы сходите в ведомство районного архитектора, там закажите правильный, потом утвердите его в управе, потом снова придете – другие документы проверим… Говорить ли, что именно несчастный принесет вместе с опять неправильным архитектурным планом в следующий раз?

В советские, почти уже всеми забытые времена действовало негласное правило: по меньшей мере половина дверей была закрыта. Из четырех входных в гастроном – две, из шести в кинотеатр – четыре… В сущности, в этом не было никакого смысла, в основном просто самоутверждались завхозы и уборщицы. Теперь стремление перекрыть все входы и выходы законами и ограничивающими правилами приобрело практический смысл для тех, кто к узким местам приставлен. Наша страна, давно заслужившая право считаться родиной дискомфорта, уверенно отстаивает свое первенство в нелегком деле причинения максимальных неудобств собственному населению за его же деньги.

Александр Кабаков, Издательский дом "Коммерсантъ"

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала