Мусульманский праздник - Ночь Миъраджа – вознесение пророка Мухаммада к Аллаху (31 августа – 1 сентября)
Сегодня ночью мусульмане во всем мире встречают праздник Лейлят аль-Исра валь-Мирадж (Раджаб-байрам) - ночь вознесения пророка Мухаммада к престолу Аллаха. Праздник установлен в память о чудесном путешествии Мухаммада из Мекки в Иерусалим и его восхождении (миърадже) на небеса к престолу Аллаха. В коране об этом событии упоминается в суре «Аль-Исра» («Перенесен ночью»). В хадисах, посвященных этому событию, говорится, что в эту ночь архангел Джабраил посетил пророка Мухаммада, спящего возле мечети в Мекке, и призвал его совершить путешествие в Иерусалим на крылатом коне Бораке. Сначала Мухаммед и Джабраил побывали на горе Сина и в Бейт-Лахме (Вифлееме), а потом приблизились к воротам Иерусалимского храма. Мухаммад вошел в Храм, где его ожидали другие пророки, и совершил вместе с ними молитву, на которой он был предстоятелем - имамом. После молитвы Джабраил поднес Мухаммеду два бокала - один с молоком, другой с вином. Когда Мухаммед выбрал молоко, Джабраил воскликнул: «Поистине ты на правом пути - ты и народ твой! Вино запрещено для вас» (запрет ислама на употребление алкогольных напитков основан, в частности, и на этом эпизоде). Затем, по преданию, в сопровождении Джабраила Мухаммед совершил восхождение на небо по лестнице ангелов (миърадж) и посетил семь небес. На первом небе сам Адам открыл Пророку небесные врата; на втором он повстречал пророков Яхью и Ису, на третьем – Юсуфа, на четвертом – Идриса, на пятом – Харуна, на шестом - Мусу; на седьмом, высшем небе восседал праотец и патриарх всех пророков Ибрахим, который показал Мухаммаду рай. Все пророки приветствовали Мухаммада как брата. А когда с седьмого неба Мухаммед явился к престолу Аллаха, то беседовал с ним, произнеся 99 тысяч слов... Затем Мухаммад был возвращен обратно в Мекку. Рассказывая об этом путешествии, Мухаммед подчеркивал, что оно произошло мгновенно: вернувшись в Мекку, он обнаружил, что постель его еще не остыла, а из кувшина, опрокинутого Джабраилом при отправлении в путь, даже не успела вытечь вода.
Ночь Миъраджа мусульмане проводят в бдении, читают коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка. В день праздника все посещают мечеть, чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, посвященную этому событию.
64 года назад (1941) покончила жизнь самоубийством Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА (1892-1941), поэтесса и писательница
Родилась 8 октября 1892 года в Москве. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (сейчас Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Флейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили Брюсов, Гумилев и Волошин. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание творческой самобытностью и оригинальностью, эмоциональной напряженностью. В 1912 году Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.
Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В мае 1922 года Марине Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, будучи белым офицером, стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 года, после рождения сына, семья перебирается в Париж. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях. Творческая энергия Цветаевой тем не менее не ослабевала: в 1923 году в Берлине вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924 году, в пражский период, пишет поэмы «Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 году работает над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др. Последний прижизненный сборник «После России» вышел в Париже в 1928 году.
Эмиграция для Цветаевой обернулась нищетой, бесконечными мытарствами и жгучей тоской по родине. В 1939 году она восстанавливает свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвращается на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 года покончила с собой.
15 лет назад (1990) в Берлине состоялась торжественная церемония подписания договора о вхождении ГДР в состав ФРГ (Договор об объединении)
31 августа 1990 года в Берлине министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь при премьер-министре ГДР Гюнтер Краузе подписали Договор об установлении германского единства между Федеративной Республикой Германией и Германской Демократической Республикой (Договор об объединении), предусматривавший воссоединение на основе механизма присоединения ГДР к ФРГ по статье 23 Конституции ФРГ.
12 сентября 1990 года в Москве министры иностранных дел Великобритании, СССР, США, Франции, ФРГ и ГДР подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, в котором Великобритания, СССР, США и Франция с одной стороны и представители обоих германских государств с другой стороны подтвердили создание объединенной Германии, включающей в себя территории ФРГ, ГДР и Западного Берлина.
3 октября 1990 года произошло официальное объединение ФРГ и ГДР. С 00 часов ГДР прекратила свое существование как государство, Западный Берлин - как самостоятельная политическая единица с особым международным статусом. В состав ФРГ вошли пять вновь воссозданных земель бывшей ГДР: Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхадьт, Тюрингия и территория Берлина. В соответствии с московским Договором от 12 сентября 1990 года Федеративная Республика Германия - объединенная Германия получила полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.
85 лет назад (1920) вышел на ходовые испытания первый отечественный танк, созданный на Сормовском заводе по заказу Главного броневого управления Красной Армии
В годы гражданской войны остро встал вопрос по оснащению Красной Армии отечественными танками. Наладить их производство Главное броневое управление Красной Армии поручило Сормовскому заводу как наиболее мощному предприятию страны, имеющему большой производственный опыт выпуска разнообразной сложной продукции. Была поставлена задача в кратчайшие сроки выпустить 10 боевых машин типа трофейного танка системы «Рено». Первый отечественный танк был создан в кратчайшие сроки и 31 августа 1920 года вышел на ходовые испытания. Первому танку дали название «Борец за свободу тов.Ленин». Строительство танков в то время было огромным событием, и каждый танк (а их было выпущено всего 15) имел собственное имя. По качеству они превосходили танки европейских стран. Впервые в мире на них было поставлено пушечно-пулеметное вооружение.
С 1927 года было налажено серийное производство бронетанковой техники. В 1930-е годы танкостроение продолжало развиваться и наращивать производственные мощности. Конструкторскими бюро под руководством М.И.Кошкина и Ж.Я.Котина были созданы танки нового поколения Т-34 и КВ, которые по своим боевым возможностям значительно превосходили аналогичные зарубежные образцы. В годы Великой Отечественной войны Государственный Комитет Обороны постановлением №1 обязал завод «Красное Сормово» в кратчайший срок наладить выпуск танков Т-34. В октябре 1941 года из ворот завода ушли первые эшелоны с танками для обороны Москвы. Выпуск танков возрастал из месяца в месяц. Вместе с ростом производства боевых машин велась постоянная, кропотливая работа над их усовершенствованием. В последующие десятилетия отечественное танкостроение продолжало активно развиваться на основе опыта минувшей войны, передовых научно-технических достижений, с учетом изменения тактики ведения боевых действий танковыми войсками в войнах и вооруженных конфликтах XX столетия.
70 лет назад (1935) рекорд донбасского шахтера Алексея Григорьевича СТАХАНОВА (1906-1977), превысившего суточную норму угледобычи в 14 раз, послужил началом «стахановского движения» за увеличение производительности труда
«Стахановское движение» с 1935 года стало основной формой социалистического соревнования. В декабре 1935 года пленум ЦК ВКП(б) постановил превратить «стахановское движение» в движение миллионов. «Стахановское движение» быстро охватило всю страну. Уже к середине ноября почти на каждом предприятии в тяжелой и легкой промышленности появились свои стахановцы. Руководители предприятий и бюджетных организаций считали необходимым иметь в своем трудовом коллективе стахановца, сами рабочие стремились в передовики или из идейных соображений, или желая получать полагающиеся передовикам материальные блага.
В 1936 году по инициативе профсоюзов создаются школы стахановского опыта, в отдельных отраслях промышленности стахановцы составляли от 20 до 27 процентов всех рабочих. Стали проводиться стахановские смены, дни, пятидневки, декады, месяцы, в которых участвовали целые предприятия. Движение стало приобретать форму штурмовщины, были случаи искусственного создания рекордов. Технические нормы, техника безопасности, качество продукции при этом никого не интересовали. «Рекорды не способны поднять промышленность» - таково мнение специалистов. Им отвечал Орджоникидзе: «На пути стахановского движения стоят бюрократы, таких надо сметать с пути героического стахановского движения». Обвинения в торможении и извращении стахановского движения стали одними из основных при чистке хозяйственного аппарата в 1937-1938 годах. В 1939 году партия провозгласила «стахановское движение» свидетельством зрелости рабочего класса. Между тем движение в своем оригинальном виде в стране не прижилось. В годы «застоя» оно поддерживалось немногочисленными энтузиастами и организовывалось больше для отчетов и «галочек».