«Август-05» доживает последние дни, и каждое утро сплевываешь через левое плечо, чтобы пронесло.
Месяц август у нас считается роковым. Чуть ли не на государственном уровне. Более того, это почти научный факт.
Каждый календарный год под занавес лета и отпускной расслабухи чего-нибудь экстраординарное, да случается. То общественный строй меняется как в 91-м, то дефолт, будто снег на голову, на нас сваливается, как в 98-м, то телевизионная башня горит, то подводная лодка тонет…В прошлом году синхронное уничтожение террористами двух пассажирских самолетов стало всего лишь прелюдией к бесланскому аду.
Самое скверное: если на сей раз пронесет, никакого облегчения тебе это не принесет (Простите за рифму). Все прочие месяцы не застрахованы от несчастий. Дубровка-то была не в августе, а в октябре месяце, который тоже ведь прореха на теле нашей истории. В 17-м – переворот. В 93-м – попытка переворота. А если вспомнить печальные даты в нашей истории – дни рождения Ленина, Сталина, начало войны… Жить-то когда?
Живем в щелях сплошного армагедона. Еще чуть довернешь мысль и выйдет, что и вся история государства российского – насквозь роковая. Как и сама страна Россия. Призрак коммунизма бродил-бродил по Европе, а материализовался у нас. С призраками опасно заводить знакомства, водить дружбу…
Не будешь мистиком, да сделаешься им по неволе. Не хочешь становиться фаталистом, да выбора другого нет.
Справедливости ради, надо признать, что и остальной мир все менее кажется предсказуемым, все более – иррациональным. Глобализация делает свое дело: глобализируются не только политика с экономикой и культурой, но и стихийные бедствия. Но и хорошо продуманные террористические акты.
Пока мы здесь и сейчас в России сплевываем и заклинаем, в южных штатах Америки буйствуют смерчи и ураганы. В Бразилии – снегопады. В Западной Европе – наводнения и пожары.
На этом апокалиптическом фоне мы в августе не так плохо смотримся. Надо бы признать, что Природа к нам этим летом была, все-таки, снисходительна. (Опять плюю через левое плечо и стучу по дереву). Может, она, хотя бы, сняла с нас проклятье?
Поневоле почувствуешь себя язычником.
А, может, смилуется над страной и Господь?..
У какого-то отъявленного атеиста я прочитал: человек вообразил язычество, чтобы поладить с Космосом, а религию – чтобы себя обуздать.
-А искусство тогда зачем? - спрашиваю я.
Обе стихии (природа и человек), как показывает опыт, не поддаются до конца ни рационализации, ни гармонизации. Тем, возможно, они и живы.
От того мы, как и в доисторические времена, не можем не обставлять свою как историческую, так и повседневную жизнь предупредительными знаками, астрологическими прогнозами, мистическими пророчествами и параллельными действительности мифами.
У Честертона есть одно замечательно ироничное наблюдение, которое мне уже, кажется, доводилось цитировать: «…Скажи я по идиотскому наитию, что истины изрекали только рыжие люди, и примеры сбегутся ко мне».
Мы сказали себе, что август – скверный месяц, вот он из года в год и оправдывал легенду о себе. А что ему оставалось делать, если мы так уверовали в его злосчастный характер.
Победить призраки и привидения ничей и никакой рассудок не способен. Но эти «господа» не бессмертны. На сей счет есть у Уайльда поучительная история о судьбе кентервильского привидения, которое несколько веков не могло отойти в мир иной. Ангел Смерти смилостивился над английским аристократом убийцей своей жены в тот момент, когда невинное американское дитя помолилось за его грешную душу.
Когда еще все скелеты в наших исторических шкафах найдут упокоение…
А пока с ними приходится считаться. Но становиться их рабами… Но так зависеть от них…
…По телевизору на днях показали примечательный документальный фильм «Одержимые дьяволом. Тайна Третьего рейха». Без улыбки его невозможно было смотреть, хотя сделан он очень серьезно. Авторы с редкой основательностью и не без пафоса поведали о мистической подоплеке прихода Гитлера к власти и всего того, что произошло потом с ним и со страной. О том, как он уже с детских лет подпал под влияние дьявольских сил, как затем над ним взял шефство их посредник Гесс. Как фюрер дал себя увлечь оккультными науками, связался с тибетскими ламами. Авторы сообщают об экспедициях немецких ученых за магическими символами буддизма, о совпадениях некоторых исторических событий со знаковыми вехами в тибетском календаре, о появлении в личной охране Гитлера «зеленых людей» и т.д.
Словом, примеры дружно сбегаются и сбиваются в стройное повествование. Что из него следует? Гитлеру сопутствовала удача, пока черная магия ему помогала, и пока он владел «копьем судьбы». И ничто его не могло спасти, после того, как это копье осталось вовремя не вывезенным из захваченного американцами Нюрнберга.
Оставим на совести кинодокументалистов серьезность, с которой они сочиняют мистическую версию Второй мировой войны. Но в одном они убеждают: фюреры, не страшащиеся ни бога, ни дьявола, в роковые для себя минуты готовы верить в самые невероятные чудеса, жадно присматриваются и прислушиваются к знамениям свыше.
И за Сталиным это водилось. И об этом был сложен документальный фильм, показанный по телевидению год или несколько более того назад. В день, когда советские ученые вскрыли могилу Тамерлана, началась война. Когда по приказу Верховного главнокомандующего останки Тамерлана возвратили на место, удалось отстоять Москву. Когда благоустроили усыпальницу, победили под Сталинградом и т.д.
Так и до Берлина дошли. Но вот беда: «копье судьбы» досталось не нам, а американцам. Вот, наверное, почему нам в последующие годы так не везло и до сих пор не везет, а им везет…
Если, правда, не считать августа 2005-го.
…Так вот, беллетристикой и научной историографией человек занялся исключительно за тем, чтобы отделить мифическую сторону бытия от реальной действительности. Чтобы между ними был какой-то зазор, просвет.
А когда он по какой-либо причине исчезает, тогда предубеждения и предрассудки подчиняют себе всех и вся. Тогда и шагу не можешь ступить, чтобы не постучать по дереву и не плюнуть через левое плечо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции