Обозреватель РИА «Новости» Ольга Соболевская.
Накануне 1 сентября – начала учебного года – эксперты обсудили широкое введение в России системы «бакалавриат – магистратура». Переход на западную двухуровневую систему высшего образования предусмотрен Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в 2003 г. Так дипломы российских выпускников вузов будут признаваться во всем мире, а рынок труда быстрее получит кадры.
По традиции в России учатся в вузах пять лет. Медиков, физиков, представителей некоторых других профессий готовят даже дольше. Выпускник именуется дипломированным молодым специалистом. В начале 1990-х Россия начала экспериментировать с двухуровневой системой высшего образования - одним из первых внедрил схему «четыре плюс два» (бакалавриат и магистратуру) экономический факультет МГУ им. Ломоносова, главного вуза страны. Ныне, считают эксперты, когда российский рынок труда требует профессионалов в кратчайшие сроки, пора вводить систему «четыре плюс два» широко.
«Сфера услуг в российской экономике стала превышать 50%, - говорит директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяна Клячко. – При таком росте сферы услуг хорошего 4-летнего образования вполне достаточно для выполнения сервисных функций: работы продавцом-консультантом, менеджером среднего звена, операционистом в банке». Рынок же получит кадры быстрее.
Но плюс новой системы не только в этом. До 70% выпускников вузов не работают по специальности. После получения диплома они меняют профессию, фактически пуская на ветер деньги, ассигнованные государством на их обучение. Вот пример: филологи пошли в аудиторы, физики – в банковские аналитики, юристы – в рекламу. Дело в том, что в России специалистов готовят без учета нужд рынка труда. «Второе высшее образование становится все более массовым, а это сигнал, - отмечает директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Исаак Калина. – Люди понимают, что первое образование оказалось не совсем тем, которое они хотели получить».
Генеральный директор кадрового агентства «Контакт» Анатолий Купчин поясняет: «Для бизнеса мы получаем заказы на работников с опытом, с навыками. Сегодня система образования этих навыков не дает».
Бакалавр же может более гибко строить свое образование. Поработав по специальности и поняв, каких знаний ему не хватает, или же решив поменять сферу деятельности, человек может в любое время выбрать нужную магистратуру – и дополнить образование. «В любом случае: фундамент - высшее образование - у бакалавра уже есть! И ему не надо напрасно углубляться в специализацию, которой он, возможно, никогда не воспользуется», - заявляет проректор Московской государственной академии тонкой химической технологии Валерий Соломонов.
Вместе с тем, Министерство образования и науки не намерено вводить систему «четыре плюс два» тотально. В медицине, инженерных, творческих и ряде других специальностей останется традиционная схема 5-летнего обучения. Сокращение программы тут поставит под вопрос компетентность будущих профессионалов. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, химиков-бакалавров за рубежом берут на должность… лаборантов.
К бакалавриату следует подходить гибко. Образовательные программы для бакалавров должны быть разнообразны, адаптированы под профессиональные задачи, убежден первый заместитель директора Федерального института развития образования Минобрнауки России Александр Лейбович. К обучению по специальным дисциплинам нужно привлечь работодателей, уверены многие эксперты. И, наконец, - главное: бакалавриату еще предстоит завоевывать доверие общества.
Как показывают социологические опросы, абитуриенты пока предпочитают традиционное 5-летнее обучение и диплом специалиста. Сторонников у них 42%. Бакалавриат выбирают втрое меньше – 14%. Что делать с бакалаврами, еще точно не знают и работодатели. Тем временем законопроект о двухуровневом высшем образовании курсирует по ведомствам, проходит согласование. Сроки его принятия пока неизвестны. Однако Россия твердо намерена выполнить сверхзадачу - интегрироваться в Европейское образовательное пространство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции