РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 28 авг - РИА "Новости", Андрей Кургузов. В воскресенье в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро состоится концерт Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, который будет выступать вместе с Элисо Вирсаладзе (фортепиано). Всемирно известный коллектив прибыл в Бразилию накануне. До этого он гастролировал в Монтевидео и Буэнос-Айресе, где началось латиноамериканское турне.
"Это - уже четвертая поездка оркестра и моя первая по Латинской Америке, - сказал в интервью РИА "Новости" дирижер оркестра Николай Алексеев. - Мы привезли в Латинскую Америку три программы, которые уже прошли в Буэнос-Айресе и Мондевидео".
По его словам, публика в Аргентине и Уругвае принимала замечательно, и отзывы о выступлении оркестра были самые благоприятные. В программе были Пятая симфония Шостаковича и концерт для фортепиано Грига с Элисо Вирсаладзе.
Билеты на концерты в Бразилии были распроданы заранее и разошлись по безумным ценам. За несколько недель до приезда коллектива в кассах не было ни одного билета.
"В Рио-де-Жанейро мы привезли одну из жемчужин русской классики - Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром и Фантастическую симфонию Берлиоза", - отметил Алексеев.
Маэстро признался, что многие местные журналисты не раз интересовались, почему выбрана такая программа. По его словам, она составлена исходя из пожеланий как самого оркестра, так и местной стороны.
"Планируя программу, мы исходили из того, что исторически и Берлиоз, и Чайковский выступали в зале Санкт-Петербургской филармонии, в то время Дворянского собрания, в Сан-Паулу мы исполним вторую симфонию Брамса", - сказал он.
Говоря о сложности исполнения Первого концерта Чайковского для фортепиано с оркестром, маэстро заметил, что на его взгляд, "Элисо Вирсаладзе замечательно исполняет этот концерт". "Не стоит делить солистов на мужчин и женщин, а концерты - на мужские и женские, - сказал дирижер. - С моей точки зрения есть музыканты и немузыканты".
Приезд оркестра Петербургской филармонии - событие неоднозначное для Бразилии. Этот коллектив заслуженно пользуется признанием бразильской публики. Это - уже четвертый приезд оркестра в Латинскую Америку с 1987 года, когда на волне демократизации и освобождения Бразилии от военной диктатуры состоялись первые официально разрешенные гастроли тогда еще ленинградского оркестра.
Однако для музыкантов Бразилия уже успела стать любимым регионом, а сцены Рио и Сан-Паулу стали любимыми площадками.
На вопрос отличается ли латиноамериканскя публика от европейской или российской, маэстро ответил, что для него публика ничем ни отличается в том смысле, что игра музыкантов от этого не меняется. "Мы играем, как умеем и как нас научили еще в музыкальной школе, потом в консерватории и дальше во время работы, - сказал дирижер. - Мы выносим на суд публики наше умение. Публика по-разному реагирует на концертах, но я не различаю публику российскую, например, от немецкой. Для меня публика - это святое. Ради нее мы выходим на сцену".
Нынешние гастроли петербургского оркестра отличаются тем, что коллектив привез в Латинскую Америку Пятую симфонию Шостаковича, которая исполнялась всего один раз в Германии. А в принципе коллектив привез совершенно классическую программу, что говорит о том, что в Латинской Америке хотят слышать в исполнении оркестра не только русскую музыку.
К сожалению, всемирно известный коллектив даст всего один концерт. Организатор гастролей в Латинской Америке Алексей Богатков сказал РИА "Новости", что в Рио-де-Жанейро на сегодняшний день есть немного концертных фирм, которые могут провести гастроли такого масштаба. Кроме того, с точки зрения инфраструктуры организации гастролей Рио слишком уступает таким латиноамериканским городам, как Сан-Паулу и Буэнос-Айрес.
Организация гастролей в Рио-де-Жанейро стал возможной благодаря концертной фирме Дель Арте, которая тесно сотрудничает с Россией еще с 70-х годов и неоднократно приглашала в Бразилию такие знаменитые коллективы, как Большой театр и Мариинский балет.
Впереди у Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии - открытие сезона в сентябре в Санкт-Петербурге, после чего оркестр уезжает открывать сезон в Карнеги-холл. После выздоровления маэстро Темирканова оркестр даст три концерта в знаменитом концертном зале, открывать сезон в котором удостаивается чести далеко не любой оркестр.