Завершились первые в истории российско-китайские или китайско-российские (как кому больше нравится) военные учения. Закончились под грохот орудий, гром ракетных пусков, треск автоматных и пулеметных очередей, шелест парашютных куполов и лязганье аппарелей десантных кораблей, высаживающих на морское побережье Шаньдунского полигона морскую пехоту, под тяжелый топот ботинок и хриплое дыхание бегущих в атаку солдат. А еще под звуки бравурных маршей, под которые мимо трибун с генералами шагали на совместном параде воины двух стран.
Эти учения сопровождали и другие громовые раскаты. Превышающие по затраченным децибелам, пожалуй, даже рев истребителя, преодолевающего звуковой барьер, и свист падающей на землю авиационной бомбы, - я говорю о заголовках отечественных и зарубежных СМИ, посвященных российско-китайским маневрам. Чего там только нет?! Вот наугад: «У России и Китая хватило наглости назвать свои учения «мирной миссией» (источники не называю, чтобы не делать им рекламы), «Россия и Китай устроили показательные военные учения для США», «Китай и Россия готовят оккупацию КНДР», «Россия и Китай играют мускулами», «Россия и Китай посылают угрожающий сигнал Тайваню», «Россия готовит Китай к вторжению на Тайвань», «Репетиция вторжения»… И так далее и тому подобное.
Никому и в голову не пришло, а, может, эта мысль, как заноза, торчала в мозгах, но стрелку специально перевели на Москву и Пекин, сопоставить, а что же такое 10 тысяч солдат и офицеров, принимающих участие в этих маневрах, по сравнению, например, с другими многонациональными воинскими контингентами, занимающимися сегодня не боевой учебой, а реальной боевой деятельностью. Ну, кстати, в Афганистане. Там натовские подразделения, призванные бороться с талибами, террористами и наркодельцами, справляющиеся со всей этой работой, на мой взгляд, не очень успешно, как раз и насчитывают примерно десять тысяч бойцов. В Косово же, где под знаменами НАТО и примкнувших к ним кандидатов на вступление в альянс продолжается повальная албанизация края, возведение минаретов и мечетей, а заодно уничтожение православных монастырей и соборов, изгнание с родных земель коренного сербского населения, а еще разгул терроризма, убийство и похищение людей, этих войск в три с лишним раза больше. Я уж не говорю об Ираке, где только американский контингент, создавший на этой земле «благоприятную почву» для террористических войн и подготовки новых отрядов моджахедов, насчитывает сто двадцать пять тысяч солдат и офицеров, а есть еще английские, итальянские, украинские и даже грузинские рейнджеры… Об этом вся западная, да и некоторая наша пресса тоже, видимо, из чувства патриотизма, предпочитает помалкивать. Будто в рот воды набрала. Сравнение явно не в пользу российско-китайских учений.
Вот даже об операции «Актив эндевор», которую НАТО не первый месяц проводит в Средиземном море, досматривая подозрительные торговые суда, а там количество боевых кораблей, привлеченных к подобной работе, никак не меньше, чем на российско-китайских учениях, тоже не пишут ни слова. Обычное дело, что о нем рассусоливать - никаких сенсаций. Вот «российско-китайская угроза США и Тайваню» - это да! Это первые полосы, это увеличенный тираж, ну и прочее, что отсюда вытекает… Читаешь эти пересуды, и становится смешно и грустно.
Смешно потому, что трудно представить сегодня какую-либо страну или армию, которая угрожала бы Соединенным Штатам. Ну разве что КНДР. Да и то при условии, если, не дай Бог, сама себя взорвет. Против государства, на вооружении которого стоят 2736 стратегических ракет и 5886 ядерных боеголовок, не считая всей остальной воздушной, военно-морской и наземной армады, чьи военные базы размещены в 35 странах мира, и только в Японии и Южной Корее сосредоточено 34 и 29 тысяч «штыков» соответственно, а на базе в Йокосуке, недалеко от Токио, где расположен штаб 7-го флота, служат 5200 человек, - шашкой махать – себе дороже. Хотел бы я посмотреть на такого безумца.
А грустно потому, что не все так просто и с «репетицией вторжения на Тайвань». Люди, пишущие на эту тему, даже не потрудились заглянуть в открытые справочники, поискать подобную информацию в Интернете. А если вникнуть в нее, то можно узнать, армия Тайваня насчитывает 370 тысяч человек и миллион 657 500 резервистов. Это полтора десятка пехотных и механизированных дивизий, 2 тысячи танков, в основном М-48Н и М-60А3, полторы тысячи артиллерийских орудий, 479 боевых самолетов, из которых 150 F-16A\B и 57 Mirage-200-5, достаточно мощная система ПВО, включающая в себя 25 ЗРК Patriot, 40 Nike Hercules, два Chaparral и 74 Avenger. Военный флот имеет четыре подводные лодки, 11 эсминцев, 21 фрегат, 21 минный заградитель и еще 32 боевых самолета. Для того чтобы одолеть такую силу, по расчетам военных аналитиков, надо провести объемную воздушно-морскую десантную операцию, которая будет превосходить обороняющихся, как минимум, в три раза на главном направлении удара и в 4-5 раз непосредственно на участке высадки десанта и прорыва противодесантной обороны. Скажем прямо, самая большая по численности армия мира – НОАК, при всем к ней уважении, такими силами не обладает и в ближайшие десять-пятнадцать лет вряд ли будет ими обладать.
Тайваньский пролив имеет ширину в самом узком месте 130 км, это намного больше, чем Ла-Манш, к штурму которого в 1944 году США и Великобритания готовились почти полтора года. И сил у них тогда было, в первую очередь десантно-высадочных средств, намного больше, чем обладает сегодня Китай. По тем же справочникам, у него всего 56 десантных кораблей самого разного класса. На таких высадочных средствах серьезную объемную воздушно-морскую десантную операцию провести невозможно. Быстро нарастить этот потенциал – тоже. Даже если на эту задачу станут работать все судостроительные заводы и Китая, и России. А у них и других забот хватает.
Мне могут возразить: а как же с суровыми предупреждениями китайского руководства Тайваню, что в случае провозглашения Формозой независимости Пекин предпримет все меры, в том числе и военные, для возвращения своего суверенитета над мятежной территорией? Я тоже читал и слышал такие заявления. Как и обещания некоторых отечественных военачальников нанести превентивный удар по террористам в любой точке мира, где бы они ни находились. Кто-нибудь знает о таком ударе? Так и тут. Людям старшего возраста хорошо известны «250, 350, кажется, даже 556 самых строгих китайских предупреждений», которые когда-то раздавались в адрес США и Тайваня. Не исключаю, что существует их римейк.
Во вторжение китайской армии на Тайвань я не верю. Никакими «страшилками» меня в этом не убедить. Тем более что у Пекина уже есть опыт мирного и спокойного возвращения своих территорий, который он продемонстрировал на примере Гонконга и Макао. Уверен, терпения, настойчивости и мудрости нынешнему и будущему руководству Поднебесной хватит еще на долгие годы. За плечами у них пять тысяч лет истории, что, по сравнению с ними, еще какой-то десяток лет – миг. И только. Так что российско-китайские учения тут – ни при чем. К проблеме Тайваня они, как говорят, - ни с какого бока.
А вот насчет демонстрации своих сил и возможностей – тут спорить не о чем. Любые тактические учения всегда носят показной характер. Показной – от слова «показ». Слово «показуха», кстати, тоже от этого корня. А показывают на тактических учениях возможности боевой техники, мастерство личного состава, слаженность его действий, умение военачальников планировать и организовать современный общевойсковой бой с привлечением разнородных сил и средств авиации и флота. Всем этим «показным» параметрам маневры на Шаньдунском полигоне соответствуют в полной мере. Правда, жаль, что там только две тысячи наших ребят, - такие бы учения, такую напряженную и, безусловно, изматывающую тренировку с совершенствованием своих профессиональных навыков всем бы российским солдатам и офицерам, да почаще – не имели бы мы таких потерь в Чечне. Да и от безделья, от нарушений воинской дисциплины по тем же причинам, урона было бы значительно меньше.
И все-таки, несмотря ни на что, в том числе и на обидные для наших десантников, морских пехотинцев, летчиков и моряков, мотострелков публикации в прессе, я рад за российских солдат и офицеров, которым посчастливилось поучаствовать в этих маневрах. Ну, во-первых, побывали в Китае (пусть увидели там не очень много, в основном полигон, который похож на все полигоны планеты, да Желтое море, может, чуть-чуть Циндао, но гордиться есть чем всю оставшуюся жизнь – «я был в Китае». А это что-то да значит. Глядишь, в Индию на такие же учения полетят, исполнят мечту Жириновского, омоют - не сапоги, ботинки - в Индийском океане). Во-вторых, еще раз потренировались до седьмого пота (это, конечно, не леса и горы Чечни, где надо было смотреть под ноги, чтобы не зацепить растяжку, и постоянно оглядываться по сторонам, чтобы не залететь в засаду, не нарваться на автоматную очередь... Но тоже не плохо почувствовать себя настоящим профессионалом в глазах китайских генералов). И, в-третьих, заработали кое-какие командировочные (пусть не слишком большие, не юани и не доллары, а рубли по переводному курсу, но тоже не хило. Остается надеяться, что получат они их во время и полностью, не придется выбивать свои «кровные», как и «боевые», через суд).
А что до «антитеррористического сценария» этих учений, столь непохожего на реальную борьбу с террористами, то и тут я бы не стал сильно удивляться. Похожа операция «Шок и трепет» на антитеррористическую? А ее продолжение, растянутое на долгие-долгие годы? Вот то-то. Генералам, как и политикам, присуща эта манера - маскировать свои истинные намерения. Кто из государственных лидеров демократических стран сегодня может заявить, что США пришли в Ирак вовсе не для «экспорта демократии» и не для борьбы с «Саддамовской тиранией», а только за нефтью, да еще для того, чтобы создать себе плацдарм для, скажем так, «давления» на Тегеран? Не вижу таких смелых, в том числе и среди тех коллег, которые обвиняют российско-китайские маневры в несоответствии заявленным целям.
Не надо паники, господа!
Эти маневры никому, даже тем, кому не по душе самостоятельная, без оглядки на то, «что станет говорить Княгиня Марья Алексевна», политика России и Китая, не угрожают. Это, кстати, признали и в Пентагоне. Так зачем разоряться, стараться быть святее Папы?!
Правда, этот товарищеский призыв, деловое предложение и дружеский совет к русофобам не относится. Подобный диагноз, как показывает историческая практика, не лечится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции