Интервью руководителей сбытовых подразделений Бизнес-Единицы №1 РАО «ЕЭС России» Сергея Анисимова и Бизнес-Единицы №2 РАО «ЕЭС России» Александра Розенцвайга специальному корреспонденту РИА «Новости» Андрею Резниченко
Бизнес-Единицы №1 и №2 - структурные подразделения РАО «ЕЭС России». В Бизнес–Единицу №1 входят третья, пятая и шестая оптовые генерирующие компании (ОГК), 49 АО-энерго и 12 федеральных электростанций. В Бизнес-Единицу №2 в том числе входят первая, вторая и четвертая ОГК и 24 АО-энерго.
Вопрос: Не могли бы вы назвать общую цифру задолженности потребителей за электро - и теплоэнергию перед РАО «ЕЭС России».
Анисимов: Общая задолженность перед РАО "ЕЭС России" – 67,2 миллиардов рублей. Для сравнения скажу, что в прошлом году она составляла 77 миллиардов рублей. То есть за год уменьшилась на 10 миллиардов.
Вопрос: А кто основные должники по отраслям и регионам?
Анисимов: В зависимости от региона ситуации могут быть разные. В одних случаях неплатежи и задолженность – в зоне ответственности руководителей муниципальных образований, мэров, в других – губернаторов, в третьих – какого-либо федерального министерства. В целом, основные должники перед РАО "ЕЭС" – это предприятия ЖКХ и потребители, финансируемые из федерального бюджета, в основном – подразделения Министерства обороны России.
С промышленными потребителями, как правило, проблем нет.
Розенцвайг: Да, наиболее проблемные потребители почти во всех регионах – это жилищно-коммунальное хозяйство, а точнее – муниципальные предприятия ЖКХ, которые в большинстве своем являются перепродавцами энергии, а также бюджетные и бюджетозависимые организации. От суммы общей задолженности за поставленные энергоресурсы на предприятия жилищно-коммунального хозяйства приходится более 30%.
И здесь, в свою очередь, есть две проблемы. Первая – когда в бюджеты разных уровней на оплату тепла и электроэнергии для таких потребителей закладывается сумма меньше их реальных потребностей. То есть лимиты бюджетных обязательств изначально меньше, чем нужно и рост задолженности можно предсказать еще в начале года. К примеру, до конца 2005 года только по Бизнес-единице №2 общий недостаток выделенных бюджетных лимитов на оплату тепловой и электроэнергии составляет 275 миллионов рублей. Эта сумма по итогам года автоматически ложится в долги перед энергокомпаниями РАО "ЕЭС России".
А ведь нужно обеспечить погашение не только текущих долгов, но и просроченной дебиторской задолженности, которая сложилась за прошлые периоды. Проблема в том, что зачастую при формировании бюджетов на следующий год погашение просроченной дебиторской задолженности во внимание не берется.
Вторая проблема связана с тем, что не обеспечивается 100% оплата даже в рамках фактических лимитов.
Анисимов: Нельзя не сказать об особенностях поведения региональных властей, особенно с учетом того, что установление тарифов в субъектах федерации проходит под их контролем. Часто тарифы для потребителей, финансируемых из местных бюджетов, устанавливают на минимальном уровне, а для действующих в регионе «федералов» - по максимуму. Другими словами, на своем бюджете экономят, за счет федерального живут. Такая ситуация складывается с тарифообразованием для подразделений Министерства обороны, например, на Камчатке. Естественно, Минобороны с этим соглашаться не хочет, и отсюда возникает недофинансирование.
Вообще ситуация, которая сложилась с финансированием объектов Минообороны, нас достаточно сильно беспокоит. Если не удастся решить все проблемы с выделением лимитов бюджетных обязательств в IV квартале, то к концу 2005 года общий объем недофинансирования в целом по стране может достигнуть 2 миллиардов рублей.
Наиболее показательной в этой связи стала ситуация с оплатой энергоснабжения воинских подразделений, расположенных на территории Хабаровского края. Там бюджетные ассигнования на 2005 год были исчерпаны уже к 10 июля текущего года. Выделенные бюджетные средства составили всего 40% от прогнозируемого объема электропотребления данного подразделения. Произошло это по причинам, уже названным моим коллегой – изначально неправильно распределение лимитов бюджетных обязательств.
Аналогичная ситуация с недостатком финансирования энергоснабжения подразделений Минобороны РФ складывается в Московской, Саратовской, Воронежской, Омской, Амурской областях и других регионах России.
РАО "ЕЭС" и Министерство обороны неоднократно обращались в правительство РФ с просьбой урегулировать вопрос с оплатой электро- и теплоэнергии подразделениями Минобороны РФ, в том числе через выделение для них дополнительных лимитов на 2005 год. В настоящий момент проблему удалось частично решить за счет использования бюджетных обязательств следующего квартала, работа в этом направлении продолжается.
Вопрос: В каких регионах страны ситуация с неплатежами стоит особенно остро?
Анисимов: По Бизнес-единице №1 наиболее остро стоят проблемы неплатежей бюджетозависимых потребителей в Воронежской, Брянской, Астраханской областях, Республике Коми (Сыктывкаре и Воркуте) и Калмыкии.
Розенцвайг: По Бизнес-единице №2 наиболее проблемными являются республики Юга России. Так, общая задолженность потребителей Северной Осетии перед энергосистемой составляет 884 миллиона рублей, Кабардино-Балкарии – 887 миллионов рублей, Ингушетии – 360 миллионов рублей, Карачаево-Черкессии – 230 миллионов рублей. С учетом того, что уровень оплаты текущих поставок электроэнергии крайне низок, в Ингушетии, например, почти 70% от реального потребления, эти долги будут только расти.
В центральной части России ситуация в целом стабильная, за исключением Ульяновска. За последние годы с администрациями города и области подписано больше десятка соглашений. Но ни одно из них до сих пор не исполняется. Такого долга как у бюджетных и бюджетозависимых потребителей города Ульяновска, в том числе предприятий ЖКХ, нет больше ни у одного другого региона России - 4,5 миллиарда рублей, из которых 1,6 миллиарда рублей текущий долг. С начала 2005 года бюджетные организации Ульяновска нарастили задолженность перед «Ульяновскэнерго» на 272 миллиона рублей.
Среди проблемных регионов хочу отметить Тыву, где ситуация с неплатежами резко ухудшается. Общая сумма задолженности с начала года выросла более чем на 80 миллионов рублей и составила 443 миллиона рублей. Для небольшой энергосистемы республики это огромная сумма. Мы многократно предлагали руководству Тывы собрать совещание по этой теме на любой удобной им территории, с нашим выездом к ним. Наши предложения остались без ответа.
Вопрос: Отключения электроэнергии – единственная мера воздействия на неплательщиков?
Анисимов: Энергетики не «отключают» неплательщиков, а лишь ограничивают поставки электроэнергии до уровня фактической оплаты, либо аварийной брони. О намеченных санкциях всегда предупреждаем заранее, так что есть время урегулировать вопрос за столом переговоров. Предприятия ЖКХ, кстати, должны в свою очередь, ограничить собственных неплательщиков и обеспечить энергоснабжение добросовестных и социально значимых потребителей. Но зачастую этого не делают, умышленно ограничивая «социалку», чтобы вызвать общественный резонанс и отвлечь внимание от сути проблемы.
Розенцвайг: На самом деле, введение ограничений для энергокомпаний экономически невыгодно – чем меньше отпуск электроэнергии и тепла, тем меньше выручка. На сегодняшний день действия РАО "ЕЭС" по отношению к должникам не носят радикального характера. Мы уже, как говорили раньше, «рубильник» не выключаем. Мы практикуем более цивилизованные формы взыскания задолженности. Проводим работу с бюджетами всех уровней. Пытаемся заключить, и заключаем соглашения с администрациями субъектов федерации. В наиболее сложных случаях ведем претензионную работу через судебные инстанции.
Вопрос: Помнится, во Владивостоке при помощи судебных приставов ОАО «Дальэнерго» начало описывать имущество злостных неплательщиков, в том числе и физических лиц. Будут ли эти меры и в дальнейшем приниматься по отношению к должникам?
Анисимов: Будут. Эти методы лучше, чем ограничения и отключения.
Розенцвайг: Это как раз одна из действенных правовых форм работы с потребителями и неплательщиками - претензионно-исковая работа. Она проводится в соответствии с действующим законодательством. Конечно, это сложнее, чем просто грозить «рубильником». Но мы идем к новым формам взаимоотношений с нашими потребителями.
Анисимов: Это цивилизованный метод. Весь мир идет по этому пути.
Вопрос: Что делают энергетики для взыскания задолженности бюджетных потребителей?
Розенцвайг: Мы включаемся в бюджетную работу на уровне муниципалитетов и регионов, чтобы реальные потребности бюджетозависимых потребителей были учтены у них в полном объеме, полностью обеспечены лимитами. Заключаем соглашения с администрациями субъектов федерации, которые предусматривают совместную работу по урегулированию проблемы неплатежей. Взаимодействуем с аппаратами полномочных представителей Президента РФ, которые нам серьезно помогают. В частности, по Кавказу нам огромную помощь оказывает аппарат полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе.
Вопрос: Есть ли регионы или города, где этот процесс полностью отстроен?
Розенцвайг: В большинстве регионов у нас нет никаких проблем во взаимодействии с местными органами власти. Губернаторы и мэры прекрасно понимают, что без своевременных и стопроцентных платежей за поставленные энергоресурсы ни одна энергосистема не может нормально подготовиться к зиме. Более того, сейчас у нас выстраиваются конструктивные отношения с администрациями ранее проблемных регионов, например в Саратовской области. Новый губернатор понимает суть проблемы с неплатежами. Мы выстраиваем программу взаимодействия с муниципальными властями таким образом, чтобы войти в предстоящую зиму с наименьшими потерями.
Вопрос: Как процесс реформирования электроэнергетики влияет на энергосбытовую деятельность?
Анисимов: Реформы, проводимые в электроэнергетике, направлены на то, чтобы улучшить порядок расчетов за энергию, четко распределить ответственность между сетевыми, сбытовыми и генерирующими компаниями. Ключевую роль в регламентации этого процесса должны сыграть правила функционирования розничного рынка электроэнергии (РРЭ) переходного периода. Этого документа сегодня крайне не хватает. Полагаю, это будет постановление Правительства РФ. Сейчас проект уже проходит согласование в отраслевых министерствах и ведомствах. Мы надеемся на его скорейшее принятие.
Вообще, надо понимать, что в розничном рынке электроэнергии сталкивается очень много интересов: губернаторов, мэров и тех структур, которые еще не готовы к реформированию, а именно ЖКХ. Зачастую работающим в регионах предприятиям - перепродавцам отнюдь не выгодно, чтобы на этом рынке были четкие, ясные понятные отношения. Так что главная проблема - отсутствие реформы ЖКХ, ведь предприятия этой сферы – главные неплательщики. Уровень их оплаты за энергию порой не превышает 70%. При этом именно они в основном обеспечивают энерго- и теплоснабжение населения и социальной сферы, которыми и прикрываются, чтобы избегать санкций в рамках нынешнего законодательства.
Новые правила РРЭ дадут нам возможность использовать только адресное включение организаций, заплативших за свет и тепло в соответствии с договором.
Вопрос: Насколько неплатежи потребителей способны осложнить подготовку энергопредприятий к осенне-зимнему периоду?
Анисимов: Для подготовки к зиме нужны деньги, в первую очередь, на проведение необходимого ремонта оборудования и закупки топлива для электростанций, тем более, что за него мы платим авансом. На эти цели только по Бизнес-единице №1 энергокомпании привлекли кредитные средства в размере почти 10 миллиардов рублей. Мы привлекаем, и будем привлекать кредиты, потому что другого пути для ликвидации кассовых разрывов у нас нет. Однако параллельно мы проводим кампанию по заключению договоров, которые позволяли бы гарантировать текущую оплату поставок энергии на осенне-зимний период и погашение накопленной задолженности. Соответствующие переговоры ведутся с администрациями регионов и муниципальных образований. Мы будем подключать потребителей при наличии финансовых гарантий оплаты текущего потребления в осенне-зимний период.
В то же время, весь необходимый объем работ по подготовке энергопредприятий к зиме и накоплению топлива ведется в соответствии с графиком.
Розенцвайг: В зоне ответственности Бизнес-единицы №2 абсолютно аналогичная ситуация. Календарный план затрат по выполнению ремонтов и подготовки к прохождению осенне-зимнего максимума нагрузок выполняется. Недостаток оборотных средств пополняется через кредиты и заключение соглашений с местными властями по выполнению их обязательств.