МОСКВА, 24 авг - РИА "Новости". Президент Пакистана Первез Мушарраф признал, что бывший руководитель пакистанской ядерной программы, ученый-атомщик Абдул Кадир Хан передавал КНДР технологии обогащения урана, включая газовые центрифуги и документацию по их производству.
В опубликованном в среду интервью японскому информационному агентству Киодо цусин президент, однако, отверг обвинение в том, что именно сотрудничество с пакистанским ученым дало возможность КНДР создать свое ядерное оружие.
Абдул Кадир Хан, признавшийся в феврале 2004 в том, что он поставлял ядерные технологии КНДР, Ливии и Ирану, избежал уголовного наказания и находится под домашним арестом в Исламабаде.
По словам Мушаррафа, в ходе разбирательства Абдул Кадир Хан сообщил, что он был вовлечен в распространение ядерных технологий начиная с 1990-х годов.
Вместе с тем, президент Пакистана выразил уверенность в том, что сотрудничество ученого-атомщика с КНДР не могло стать ключевым фактором создания Северной Кореей ядерного оружия, поскольку научная работа Абдул Кадир Хана была ограничена проблемами обогащения урана. Ученый не владел другими знаниями и технологиями, необходимыми для производства атомной бомбы.
"Если Северная Корея и сделала бомбу, роль Абдул Кадир Хана свелась лишь к передаче технологии обогащения урана в военных целях", - заявил Мушарраф. "Он ничего не знает о производстве бомбы, он не знает о механизме ядерного заряда, он не владеет информацией о средствах доставки", - подчеркнул президент Пакистана. Поэтому Северная Корея "должна была разработать все это сама или достать где-либо еще, но не в Пакистане", сказал Мушарраф.
Вместе с тем президент Пакистана с уверенностью заявил, что Абдул Кадир Хан поставил КНДР несколько газовых центрифуг и частей к ним, необходимых для обогащения урана. Что касается газа UF6 (гексафторида), который необходим для обогащения урана в центрифугах, Мушарраф, вопреки сообщениям западных СМИ, выразил сомнение в том, что Абдул Кадир Хан мог сыграть серьезную роль в его поставках в КНДР.
"Даже если Абдул Кадир Хан и передал несколько цилиндров с газом UF6, этого недостаточно. Нужны тонны и тонны газа UF6, пропущенного через тысячи центрифуг, чтобы получить один килограмм обогащенного урана", - сказал президент Пакистана.
Мушарраф также опроверг звучавшие в СМИ утверждения о том, что передача пакистанских ядерных технологий КНДР была санкционирована на высшем уровне и производилась в порядке бартера в рамках программы разработки Пакистаном ракеты средней дальности "Гаури" на основе северокорейской ракеты "Нодон". По словам Мушарафа, Пакистан сотрудничал с КНДР в сфере разработки обычных вооружений, в том числе при создании ракеты "Гаури", однако никогда такое сотрудничество не касалось стратегического и ядерного оружия.
Главная проблема, по мнению президента Пакистана, заключалась в том, что лаборатория Абдул Кадир Хана была абсолютно автономной организацией со своим бюджетом и службой безопасности. До разоблачения ученый обладал полной свободой действий, что и позволило ему распространять ядерные технологии. Однако теперь управление ядерными арсеналами всех родов войск пакистанской армии полностью передано вновь созданным стратегическим силам. Кроме того, в системе командования армии образован отдел стратегического планирования, в задачи которого входит, в том числе, контроль за нераспространением ядерных вооружений, подчеркнул президент Пакистана.