Спортивный обозреватель РИА “Новости” Михаил Смирнов.
Понедельник 22 августа 2005 года войдет в историю отечественного спорта как дата воцарения первой российской теннисистки на верхушке мировой табели о рангах. 18-летней Марии Шараповой удалось сделать то, чего не смогла добиться до нее ни одна советская, а потом и российская спортсменка – она возглавила рейтинг WTA и стала первой ракеткой мира, показав на турнирах WTA за последние 52 недели лучший результат среди всех участниц. Примечательно, что Мария стала всего лишь 15-й теннисисткой, кому удавалось возглавить этот рейтинг за 30 лет его существования.
Наверное, даже самый талантливый сценарист, задумай он написать римейк классической «Золушки», в конце концов, просто бы пересказал биографию Маши, полную невероятных метаморфоз. Отъезд родителей будущей первой ракетки мира из находящегося недалеко от Чернобыля Гомеля, рождение Маши 19 апреля 1987 года, почти ровно через год после катастрофы, в маленьком сибирском городке Нягань. Переезд семьи в Сочи, на родину Евгения Кафельникова, позже первым из россиян возглавившего мировой рейтинг, а тогда подарившего совсем маленькой Маше ее первую ракетку. Встреча с легендарной Мартиной Навратиловой, которая давала показательный урок тенниса в Москве. Именно Навратилова, разглядевшая талант в 6-летней спортсменке, убедила Юрия Шарапова отдать дочь в теннисную академию Ника Боллеттьери. И Шарапов, едва набрав деньги на авиабилеты, отправился с дочерью за океан в неизвестность.
В академии их никто не ждал. Попасть к Боллетьери, у которого в свое время учились Агасси и Курье, Селеш и Курникова, можно было только по предварительной договоренности. Тем не менее, Юрию Шарапову удалось убедить тренеров посмотреть игру его дочери. И Ник Боллетьери, сам когда-то совершивший фантастическое перевоплощение из едва не погибшего десантника в преуспевающего спортивного менеджера, почувствовал необычайный талант в этой русской 7-летней девочке. Маша была принята в академию, а ее папа устроился работать на стройку и каждый день по часу добирался пешком от квартиры, которую он снимал, до теннисной академии, чтобы встретиться с дочкой. Только через два года к ним присоединилась Елена - жена Юрия и мама Маши – которой не давали разрешения на выезд из России.
Уже тогда проявился недюжинный характер Маши, без которого она никогда бы не достигла своих нынешних высот. Она постигала теннисные премудрости в чужой стране, фактически без родителей, в одиночку преодолевая повседневные трудности. Теннис стал для нее главной целью в жизни, тем единственным, ради чего она готова была терпеть тяготы спартанского быта теннисной академии, преодолевать трудности.
Результаты не заставили себя ждать. Уже в 15-летнем возрасте Мария стала финалисткой юниорских турниров Australia Open и Wimbledon, причем ее соперницы были на 2-3 года старше, а также выиграла первые три турнира серии ITF. Многие поспешили объявить о появлении «второй Курниковой». Однако Шарапову такое сравнение не прельщало. Своей игрой она очень быстро доказала, что на первом месте у нее теннис, а мода и бизнес – пока только увлечение, в отличие от Курниковой, которая так и не смогла выиграть за всю карьеру ни одного турнира в одиночном разряде. В 2002 году журнал Sport Magazine включил Марию в список атлетов, которые, по мнению издания, будут определять лицо мирового спорта в XXI веке. В 2003 году победила в двух крупных турнирах серии WTA и вошла в число 16-ти сильнейших на Уимблдоне, совершив скачок со 153-ей на 32-ю ступеньку мирового рейтинга. В начале 2004 года Мария вошла в первую 20-ку сильнейших теннисисток мира. Потом был выход в четвертьфинал Roland Garros, победа на турнире в Бирмингеме в одиночном и парном разрядах. Ну, а затем настала очередь Уимблдона. Победить там мечтают многие, но удается это единицам. Причем, как правило, для этого требуются несколько попыток. Маша сделала это со второй, чего не удавалось даже таким великим предшественницам Шараповой, как Навратилова, Граф, Хингис.
И вот теперь покорилась верхняя строчка мирового рейтинга. Что дальше?
Дальше Шарапову ждет испытание славой. Памятуя о ее характере, можно предположить, что с этим россиянка справится. Не зря же, сразу после триумфа на Уимблдоне она заявила, что в дальнейшем «ей еще очень много предстоит работать, чтобы прогрессировать в игровом плане, чтобы побеждать на каждом турнире». Для этого прежде всего нужно улучшать физические кондиции", - считает она.
А еще ей надо научиться преодолевать зависть людскую, которая дает о себе знать даже и особенно в мгновения триумфа, подобного этому.
А всем нам надо бережнее относиться к таким талантам, не смаковать со злорадством их промахи или вырвавшиеся в минуты переживания фразы или крики, которые, как подсчитали дотошные эксперты, достигают у Шараповой 100 децибел.
И тогда восхождения, подобные этому, перестанут восприниматься как нечто сказочное, а главное, не как воплощение чисто американской мечты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции