Татьяна Становая, ведущий эксперт Центра политических технологий – РИА «Новости».
26-27 августа в Казани пройдет саммит СНГ, на котором Россия намерена предложить новую повестку дня сотрудничества. Это необходимо и неизбежно, поскольку привлекательность СНГ в нынешнем виде падает, в то время как коалиционная активность «цветных режимов» при радостной поддержке Запада растет. Например, лидеры Украины и Грузии намерены создавать новую организацию в виде Балто-Черноморско-Каспийского Союза - «Сообщество демократического выбора», куда помимо этих стран могут войти Польша и Литва.
То, что Россия может кардинально поменять свою политику в отношении стран СНГ, подтвердил и источник в администрации президента, который заявил, что «Россию не устраивает положение, при котором она фактически субсидирует экономику ряда стран, поставляя им энергоресурсы по убыточным для себя ценам, а народы там по-прежнему голодают. Именно такие ситуации и создают почву для «оранжевых революций».
Нетрудно догадаться, что эти заявления адресуются, прежде всего, Украине (хотя не только ей). До «оранжевой революции» на Украине Россия строила свою политику со странами СНГ по формуле: экономические преференции в обмен на политическую лояльность. Например, мы поставляли Украине дешевый газ, Украина в ответ соглашалась на вступление в Единое экономическое пространство (ЕЭП), имеющее большее политическое значение для России.
Формула действовала и в обратном направлении: Украина принимала российский вариант создания газового консорциума, а Россия оказывала поддержку на президентских выборах Виктору Януковичу.
Однако после «оранжевой революции» формула "экономика в обмен на политику" перестала работать. Украина не нуждается в политической поддержке России, заручившись такой же поддержкой Запада. Но при этом все еще рассчитывает на экономические преференции со стороны Москвы. Интерес Украины стал гораздо более односторонним: например, в рамках ЕЭП Киев заинтересован в выгодном для себя режиме свободной торговли, но выступает против выгодного России таможенного союза. Как заявил на днях президент Украины Виктор Ющенко, Украина не выйдет из ЕЭП, но будет развивать отношения в рамках этого проекта исключительно в части, не противоречащей европейской интеграции.
Украина делает свой выбор в пользу Запада не только в экономическом плане, но и в политическом. Этот выбор приобретает и антироссийские черты: инициированное Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили Сообщество демократического выбора берет на себя функцию судьи в отношении степени демократичности тех или иных режимов. Если Россия в системе приоритетов между демократией и суверенитетом на первое место ставит суверенитет, то Украина-Грузия – демократию, что закладывает идеологическое противоречие между Россией и «цветными режимами». На этом фоне Украина практически теряет статус политического союзника России. Что сразу же ставит вопрос, почему тогда Россия должна быть финансово-экономическим донором этой страны?
Именно на саммите СНГ в Казани Украина и Россия должны обсудить вопросы экономической интеграции. Украина, как уже известно, предложит около 65 инициатив по ЕЭП, тем самым, стараясь предстать как страна, заинтересованная в интеграции с Россией. Россия же не готова переформатировать ЕЭП по сценарию Украины и готовит свой большой пакет документов, которые со скепсисом воспринимают на Украине. Неразрешимость ситуации заставила Россию предложить Украине два варианта сотрудничества: либо восстановление прежней формулы: политика в обмен на экономику (то есть Украина принимает политическое решение о присоединении к ЕЭП по российскому варианту, а Россия сохраняет льготы по поставкам энергоносителей), либо Украина будет вынуждена переходить на рыночные отношения с Россией, что не самым лучшим образом отразиться на ее экономическом положении. Именно об этом говорил источник в администрации президента: у Украины еще есть время подумать до казанского саммита.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции