Спортивный обозреватель РИА «Новости» Михаил Смирнов.
В Москву в очередной раз приезжает Формула-1. Точнее, одна из команд серии – лидер нынешнего сезона MILD SEVEN RENAULT и ее пилоты Фернандо Алонсо и Джанкарло Физикелла. Они проведут демонстрационный заезд по трассе, проложенной вдоль Москвы-реки, в двух шагах от стен Кремля.
Вообще-то Москва за последние годы начала привыкать к такого рода наездам звезд Формулы. В 2003 году, например, тот же Алонсо побывал в российской столице вместе со своим тогдашним напарником Ярни Трулли. «Заглядывали на денек» в Москву Дэвид Култхард и Ральф Шумахер. И всякий раз сюда столь славных гонщиков приводили околоспортивные поводы – как правило, презентации того или иного продукта или услуг спонсоров команд, за которые они выступают. Вот и на этот раз визит Алонсо и Ко приурочен к выпуску на рынок сигарет Mild Seven в новой упаковке.
Интересно, что каждый приезд звезд Формулы сопровождался обещаниями и заверениями ответственных лиц о том, что вопрос с сооружением трассы для гонок этой самой престижной серии вот-вот будет решен. Но воз, как говорится, и ныне там. Вот краткая, четвертьвековая антология попыток России заполучить себе один из этапов Формулы-1.
Началась она еще в 1980 году, когда после московской Олимпиады генсеку Леониду Брежневу предложили провести в СССР самые престижные гонки мира. Однако, возникший было энтузиазм вскоре сменило охлаждение, и идея затухла.
К ней вернулись в бурное время горбачевской перестройки. В 1987 году одна близкая к владельцу Формулы-1 Берни Экклстоуну компания намеревалась построить на северо-западе Москвы, на территории аэродрома в Тушино, трассу для гонок стоимостью порядка 80 миллионов долларов. Однако, в конце концов, испугалась, и как выяснилось не напрасно, политической нестабильности в СССР конца 80-х.
90-е годы явили нам целую серию неосуществленных «формулических» проектов. Собирались построить гигантский автодром в Калининграде на 300 тысяч зрителей, скромную трассу под Ярославлем, не нашлось 80 млн долларов для сооружения трассы в подмосковном Чехове, и 130 миллионов – в Тульской области
В конце 90-х в кампанию активно включились московские и подмосковные власти. В 1999 году, например, московское правительство намеревалось строить трассу длиной 5 км, а также поле для гольфа и автостоянку на 40 тысяч автомобилей в подмосковном Новоподрезково. Но не удалось собрать необходимые 200 млн долларов.
В 2000 году возник проект сооружения на юго-востоке Москвы, в Нагатинской пойме целого развлекательного комплекса - гоночной трассы длиной 5 км с трибунами на 350 тысяч зрителей, гостиницы, поля для гольфа, нескольких казино и яхт-клуба – общей стоимостью 100 млн долларов. Потом начались бесконечные его переработки, и в итоге, когда в 2002 году Экклстоун приехал в Москву, он не захотел заключать контракт с российской столицей о проведении этапа Формулы до того, как будет построена сама трасса.
Проект вновь был переработан, получил амбициозное название «Северное Монако», планировалось проложить трассу, как в Монте-Карло, между зданиями, причем стилизованными под разные эпохи, чтобы гонщики как бы путешествовали во времени. Общая стоимость проекта возросла до 600 млн долларов. Тем не менее, учитывая интерес потенциальных спонсоров, эта сумма не казалась запредельной. Но переговоры с Экклстоуном вновь зашли в тупик на этот раз по другой причине, о которой образно высказался столичный мэр Юрий Лужков: «Экклстоун хотел сохранить за собой все права на это мероприятие: права на продажу билетов, на телетрансляции, на рекламу. Если бы мы согласились с его условиями, нам бы достался только дым от машин».
Потом интерес к Формуле-1 вроде бы проявил Санкт-Петербург.
Но уже в 2003 году инициатива в этой бесконечной гонке вновь перешла к столичному региону. Сначала губернатор Подмосковья Борис Громов пообещал построить трассу к югу от Москвы. А в декабре того же года Лужков подписал постановление о выделении в северном округе столицы, между поймой реки Клязьма и авто трассой Москва-Санкт-Петербург участка площадью 227,6 га. Пока видимых следов реализации этих двух последних по времени попыток не видно.
Думается, помимо чисто экономических, есть и еще одна, не менее важная, причина этого затянувшегося «бега по кругу». Очевидно, что, несмотря на регулярные приезды звезд Формулы и трансляции с ее этапов, автогонкам, в отличие, скажем, от футбола, в России так и не удалось стать всенародно любимым видом спорта. Об этом говорят и результаты рейтингов показа гонок Формулы-1, по стране не превышающий полутора процентов.
Так что пока российским любителям автоспорта остается довольствоваться поздними телетрансляциями с зарубежных этапов Формулы, да приездом ее звезд с очередными PR-акциями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции