БАГДАД, 21 авг - РИА "Новости", Павел Давыдов. В то время как иракские политики, вовлеченные в процесс составления проекта новой конституции страны, спорят о том, закреплять ли в ней особую роль ислама и высшего шиитского духовенства (марджаия), оно уже фактически правит южными районами Ирака, не имея на то законодательных полномочий.
"После падения режима Саддама Хусейна в апреле 2003 года, - сказал в беседе с РИА "Новости" имам одной из шиитских мечетей в Багдаде шейх Саад аль-Темими, - роль шиитского духовенства в жизни общества существенно возросла".
В годы правления баасистов, пояснил шейх, шииты в Ираке чувствовали себя угнетенными. Несмотря на то, что в южных и центральных районах страны сильны религиозные и племенные традиции, шииты не имели возможности открыто и свободно исполнять свои обряды.
"Сегодня ситуация в корне изменилась. Больше людей стали посещать мечети, укрепилась связь прихожан с их духовными наставниками. Люди прислушиваются к наставлениям духовенства и следуют их рекомендациям", - сказал имам.
Его слова подтверждает вернувшийся несколько дней назад из южных провинций страны сотрудник одного из иракских министерств Фуад Ашур.
"На пятничные молитвы в мечетях Басры и других южных провинциях, - говорит он, - собираются миллионы людей. Рекомендации духовных лидеров выполняются ими беспрекословно".
Это, по словам Ашура, относится не только к общей массе населения, но и к просвещенной его части, в частности к студенчеству.
"Если ислам будет объявлен основным источником законодательства страны, - говорит он, - то это, полагаю, будет соответствовать желаниям и настроениям большинства населения в южных и центральных частях Ирака, в которых живут преимущественно шииты".
Влияние "марджаия", которое, как считает большинство населения, составляло оппозицию в годы правления Саддама Хусейна, не ограничивается лишь сферой религии, традиций и быта, но распространяется и на политическую сферу.
"После падения в 2003 году баасистского режима, - рассказывает шейх аль-Темими, - духовенство активно включилось в политическую жизнь страны". Примером этого, по его словам, служат парламентские выборы 30 января, к широкому участию в которых, несмотря на напряженную обстановку в стране и угрозы террористов, призывало шиитское духовенство.
Как результат, коалиция шиитских партий, основную роль среди которых играет "Высший совет исламской революции" (ВСИР) Абдель Азиза аль-Хакима (Abdel Aziz Al-Hakim и "Ад-Дава" премьер-министра Ибрагима аль-Джаафари (Ibrahim Al-Jaafari), завоевала большинство мест в парламенте. Сегодня и ВСИР, и "Ад-Дава" выступают за превращение Ирака в исламское государство, за то, чтобы ислам был единственным источником законодательства страны, а "марджаия" по примеру Ирана играла в обществе роль духовного авторитета.
Если данное положение будет закреплено в будущей конституции, то, в первую очередь, это отразится на правах иракских женщин, так как действующее ныне в стране относительно прогрессивное гражданское законодательство будет заменено религиозным. В соответствии с ним будут решаться вопросы семьи и брака, развода, опеки над детьми и пр. Ограничены будут и свободы не мусульман - йезидов, зароастрийцев, бахаитов и представителей других религиозных меньшинств, живущих в Ираке.
Но даже, если в конституции будет принят более мягкий вариант, и ислам провозгласят не единственным, а одним из основных источников законодательства, в реальной жизни это мало что изменит. Строгие исламские нормы поведения давно насаждаются в районах Ирака с преобладанием шиитского населения.
Басам Хана как многие иракские христиане занимался винной торговлей во втором по значению городе страны - Басре. Однако вскоре после падения режима Саддама Хусейна вынужден был закрыть свой магазин, а позже и вовсе перебраться в Багдад.
"Меня предупредили, - говорит он, - что, если я не сверну торговлю, магазин взорвут". По словам Ханы, угрозы исходили от вооруженных сторонников радикального шиитского лидера Муктады ас-Садра, имеющих большое влияние в Басре. Тех, кто ослушался, действительно взорвали.
Жизнь в Басре за последние два года, сказал Ханна, сильно изменилась. "Сегодня женщины, в том числе и христианки, - отмечает он, - не могут выйти на улицу не в мусульманской одежде, скрывающей фигуру с головы до ног. Поэтому большинство христиан вынуждены были уехать из Басры либо в Багдад, либо в Мосул".
Исламские ортодоксы навязывают свои нормы поведения не только женщинам. Не так давно на иракском телевидении обсуждался случай, когда сторонники сына Абдель Азиза аль-Хакима - Омара избили на улице Эн-Наджафа студентов, одетых в джинсы.
В университете Эль-Куфа, деканом которого также является один из представителей семьи аль-Хаким, студентам в приказном порядке запретили ходить в джинсах и узких брюках.
Как это не покажется странным, но "значительную роль в повышении престижа и веса шиитского духовенства", утверждает шейх аль-Темими, сыграли американские власти, утверждавшие, что устранение Саддама Хусейна с помощью военной силы превратит Ирак в "образец демократии на Ближнем Востоке".
"Американские власти, - сказал шейх, - неоднократно искали поддержки своим действиям со стороны шиитского духовенства. В (священный шиитский) город Эн-Наджаф приезжал и встречался с духовенством бывший глава американской временной администрации в Ираке Пол Бремер (Paul Bremer). К мнению (ведущего шиитского духовного авторитета) аятоллы Али Систани (Ali Al-Sistani) прислушиваются новые иракские лидеры�.
Исходя из этого, считает шейх аль-Темими, роль высших шиитских религиозных руководителей должна быть признана законодательно и закреплена в конституции.
"Роль "марджаия" должна быть гарантирована основным законом, чтобы она не зависела от возможных перемен во власти", - считает он.
Конечно, не все иракцы, даже не все шииты согласны с тем, чтобы их страна стала походить на Иран.
"Если наши политики хотят установить в Ираке режим, подобный иранскому, то выборы 30 января станут последними, на которых я за них голосовал", - говорит почтовый служащий из Басры Аббас Халаф.
Однако таких, как Халаф, готовых поступать вопреки рекомендациям "марджаия", среди иракских шиитов - меньшинство.