План по эвакуации еврейских поселений противоречит интересам безопасности Израиля и может повлечь за собой новый всплеск террора по всему миру.
- Вы выступили с критикой плана эвакуации еврейских поселений в секторе Газа и высказали опасения, что в результате реализации этого плана еврейский народ окажется на грани раскола. Имели ли Вы ввиду только тех, кто живет в Израиле или евреев диаспоры так же? Отразится ли реализация плана размежевания на евреях диаспоры, в частности на российских евреях?
- Выступая с критикой плана депортации, я, прежде всего, имел в виду, что он противоречит интересам безопасности Израиля, безопасности еврейского народа, безопасности всех цивилизованных стран и народов. Эвакуация евреев из поселений Гуш-Катиф и Северной части Западного берега реки Иордан - это победа террора и насилия. Бандформирования ХАМАС, «Исламского джихада» и других организаций именно так это и воспринимают. Урок так называемого «одностороннего размежевания» в том, что путем террора и насилия можно добиться политических целей. Значит, нужно продолжать террор, усиливать его, расширять его масштабы. Уже сейчас никто не сомневается, что после Газы от Израиля потребуют депортировать евреев и территории Западного берега реки Иордан, потом отдать арабам Иерусалим, а потом и все остальное. В то же время, израильское отступление как награда за террор, дает сигнал активизировать террор и против других стран, к которым у международного альянса экстремистов есть территориальные и политические претензии. К сожалению, Россия занимает важное место среди стран, являющихся объектом террористической деятельности. Террористы и без того засылают своих эмиссаров на Северный Кавказ – как известно, большинство главарей бандгрупп – выходцы из арабских стран, прошедшие подготовку в лагерях Усамы бен Ладена и Аймана аз-Завахири.
Что касается раскола нации – боюсь, что в Израиле это стало реальностью. Верующие люди видят в действиях властей святотатство – они не имели право отдавать территорию, которую Бог объявил землей еврейского народа. Многие израильтяне – верующие и неверующие – утеряли веру в демократические процедуры, поскольку глава правительства отказался от всех своих предвыборных обещаний, а партийные политиканы в угоду сиюминутным групповым интересам готовы изменить своим базовым ценностям. Результатом этого разочарования стали массовые демонстрации протеста и акции гражданского неповиновения, каких еще не видел Израиль. Это очень печальный результат для израильского общества – особенно если учесть, что использование «митинговой демократии» для еврейской традиции крайне нехарактерно. Однако на диаспоре этот раскол, думаю, не отразится – именно потому, что он стал следствием нарушения израильским руководством своих обещаний израильским избирателям. Диаспора не чувствует – возможно, «к сожалению, не чувствует» - что имеет право высказать свое мнение по политическим проблемам еврейского государства. Хотя, если вспомнить слова Писания, страна Израиля была дана всем евреям – то есть, российские евреи по идее должны иметь в ней право слова, американские евреи должны иметь право слова, любые евреи должны его иметь.
- Какие настроения в еврейской общине России относительно плана размежевания? Насколько я слышала, американская община официально поддержала Шарона, хотя в США проводились акции протеста. В Москве никаких демонстраций и митингов не было, хотя 4 года назад, в начале интифады российские евреи активно принимали участие в митингах, касающихся судьбы Израиля. Почему в этот раз российская община была неактивна?
- Я могу основываться, естественно, только на личных беседах с людьми, социологических опросов не было. Судя по личным контактам – не только с евреями в России, но и с русскоязычными общинами во многих странах мира – русские евреи в большинстве не одобряют как сам план депортации, так и то, каким образом его «продавливали» в Израиле. Недаром все министры и заместители министров из русской общины Израиля покинули правительство Шарона. Вместе с тем для российского еврейства характерно неприятие митинговых страстей. Демонстрации – это один из способов привлечь к себе внимание, но никак не способ решения проблем. Мы понимаем, когда противники депортации в Израиле выходят на улицы – им действительно надо было прорвать заговор молчания, показать стране и миру, что значительная часть общества отвергает планы правительства. Четыре года назад мы выходили продемонстрировать солидарность с Израилем против арабского терроризма, затем – чтобы продемонстрировать солидарность с жесткими мерами, которые предприняло правительство Израиля для обуздания террора и ликвидации главарей бандформирований. Это было закономерно: очень влиятельные силы в мире, прежде всего в странах ЕС, оказывали тогда давление на Израиль, надо было поддержать наших братьев. А какой смысл выходить на демонстрации в Москве сегодня?
Вопрос о том, должна ли диаспора вмешиваться в происходящие в Израиле процессы, неоднозначен. В чем-то должна, в чем-то нет. Думаю, что диаспора, как неотъемлемая часть еврейского народа, имеет права и обязана высказываться по всем вопросам, важным для еврейского государства. Правительство Израиля как еврейского государства должно услышать, что диаспора поддерживает жертв депортации, что нельзя продавать государственную идеологию ради политических интересов узкой группы людей. Но принимать решения правительство Израиля будет, естественно, самостоятельно.
- Вне зависимости от отношения к плану размежевания – его реализация уже данность – что делать, чтобы нивелировать трагические для евреев последствия – в том числе по возможности не допустить продолжения раскола внутри еврейского народа, не допустить того, чтобы еврей поднял руку на еврея? Какова в этом роль религиозных лидеров? Особенно с учетом того, что в последнее время в Израиле звучали обвинения, что именно религиозные лидеры подстрекают людей и толкают их к экстремистской деятельности, направленной и против палестинцев, и против своего народа – примеры чего все видели недавно – (религиозный обряд, направленный против Шарона, расстрел палестинцев).
- Прежде всего, должен сказать, что насилие «снизу» категорически неприемлемо. Никто не вправе брать закон в свои руки. Заявления о том, что, якобы, религиозные лидеры в Израиле подстрекают людей и толкают на путь насилия – это обычный «черный пиар», с которым мы и в России, к сожалению, хорошо знакомы. Именно религиозные лидеры не допустили перерастания политического кризиса в Израиле в гражданскую войну. Да скажи они одно только слово – на следующий день на улицы вышли бы несколько сотен тысяч людей и просто смели бы армейские и полицейские кордоны! Но раввины на каждом форуме противников депортации не уставали подчеркивать, что ни в коем случае нельзя прибегать к насилию, сопротивление может быть только мирным, противники правительственных планов имеют право лишь на то, чтобы их голос был услышан. Да, для религиозных лидеров неприемлемо, когда евреи изгоняют евреев из собственных домов – причем только потому, что евреи не нравятся арабам. По такой же логике можно завтра начать депортировать евреев из Франции, там тоже есть арабы, которым бы это понравилось, потом из Германии, чтобы, не дай Бог, не раздражать внуков эсэсовцев… Но те же религиозные лидеры решительно и однозначно запретили любые насильственные действия евреев против евреев. Именно раввины сумели на сегодняшний день остановить насилие. И если кто-то совершает такие действия – подстрекателей надо искать совсем в других кругах.
- Ваша критика плана размежевания – не отразится ли она на отношении израильских властей к еврейской общине России? И на отношении российских властей к общине, тем более, что Россия, как и другие международные посредники ближневосточного урегулирования, поддержала план размежевания?
- Однозначный ответ – нет, не отразится. Израильские власти прекрасно знают нашу позицию, российские евреи не раз доносили ее и до главы правительства, и до президента страны, и до ведущих министров. Израильские власти также знают, что это позиция не только большинства евреев России, но и большинства русскоязычных евреев в мире, в том числе в самом Израиле. Об этом я уже говорил. Это общая позиция если не большинства диаспоры, то очень значительной ее части. И у меня нет сомнений, что израильские власти понимают также, что она продиктована не желанием посеять распри, а исключительно любовью к Израилю, что еврейство диаспоры будет и впредь делать все, чтобы помочь еврейскому государству в его борьбе за существование, против арабского и международного терроризма.
Отношение же российского руководства к еврейской общине обусловлено нашим активным участием в строительстве многонационального и многоконфессионального государства, в углублении демократии и гражданского мира, в защите духовности общества, а вовсе не внешнеполитическими вопросами. Тем более что и отношение России к происходящему на Ближнем Востоке сегодня не столь однозначно. Да, Россия является участником «квартета», Россия заинтересована в том, чтобы конфликт в регионе был ликвидирован. Но, уверяю вас, никто в России не заинтересован в том, чтобы сектор Газа превратился в непотопляемый авианосец терроризма ХАМАС и «Исламского джихада». И уж тем более Россия не может быть заинтересована в том, чтобы перекраивание карты Ближнего Востока привело к усилению претензий на Чечню или, скажем, на Курилы…
- Как Вы в целом оценивает российско-израильские отношения? Заметны ли какие-то новые тенденции после визита в Израиль президента РФ Владимира Путина? Как в целом отражается развитие российско-израильских отношений на общине российских евреев?
- Отношения хорошие, потенциал этих отношений еще лучше. Для российских евреев, как вы понимаете, чем лучше отношения между нашими двумя странами, тем лучше – у каждого в Израиле есть родные и близкие. Кроме того, мы всегда будем помнить Холокост, мы всегда будем помнить решающую роль русского, советского солдата в спасении нашего народа от поголовного истребления – как же вы хотите, чтобы мы относились к развитию дружеских отношений между Израилем и Россией?! Визиты руководящих деятелей, как мне представляется, дают очень позитивные импульсы, поскольку в рамках подготовки к ним и сразу же после завершения переговоров заключаются десятки соглашений об экономическом, научном, культурном и ином сотрудничестве, сотни договоров между частными компаниями. Это мы видели и после визитов в Москву премьер-министра Ариэля Шарона и президента Моше Кацава, и, разумеется, после визита главы российского государства в Иерусалим. Первый в истории президентский визит Владимира Путина в Израиль позволил израильтянам убедиться в том, что Россия может сегодня помочь им во многих областях. Остается только сожалеть, что правительство Израиля, увлекшись «размежеванием», упустило многое из того, что могло быть достигнуто непосредственно по результатам этого визита…
- В России в последние дни говорят о новом всплеске расизма и ксенофобии? Как Вы оцениваете ситуацию? Борются ли с проявлениями ксенофобии российские власти? Каковы успехи в этом направлении, на Ваш взгляд?
- К сожалению, активизация экстремистских сил действительно имеет место. Это связано с тем, что долгое время мы в России не слишком хорошо понимали, что за этими силами стоит. Думали, что это всего-навсего хулиганы-маргиналы. Вот и проморгали… Только в самое последнее время созрело понимание того, что за спиной этих маргиналов стоят очень опасные силы с большими амбициями и большими деньгами – силы, цель которых дестабилизировать страну в целом. Ведь раскручивание национальных проблем в многонациональной стране – верный путь, чтобы это страну взорвать изнутри. Сейчас, слава Богу, я вижу позитивную динамику в отношении к проблеме национального экстремизма со стороны всех правоохранительных органов – в первую очередь милиции и прокуратуры. Показательным в этом отношении стали арест и осуждение судом в Москве экстремистов, избивших раввина Александра Локшина и израильтянина Элияху Фомиука. В ходе моей последней встречи с Генеральным прокурором Владимиром Устиновым я убедился в том, что прокуратура серьезно озабочена сложившейся обстановкой и ищет пути к обузданию воинствующих националистов и антисемитов. Я, со своей стороны, могу только молиться, чтобы ей сопутствовал успех – ибо в противном случае стабильность государства в целом окажется под угрозой.
Политический обозреватель "РИА Новости" Марианна Беленькая