Политический обозреватель РИА «Новости», Арсений Оганесян.
Страх перед первыми в истории масштабными российско-китайскими учениями выплеснулся на страницы западных СМИ уже за несколько дней до их начала. Ибо чем еще объяснить волну настороженных, а то и откровенно алармистских публикаций в некоторых авторитетных изданиях?
Официальная цель совместных военных учений «Мирная миссия – 2005», - отработка совместной операции в рамках разрешения региональных конфликтов и борьбы с терроризмом. Акция будет проведена в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на территории двух государств с 18 по 25 августа. В маневрах будет задействовано 10 тыс. военнослужащих, в т.ч. около 2000 российских.
Несмотря на заявления Москвы и Пекина о том, что маневры не носят демонстративного характера и не направлены против третьих стран, США, Япония и Южная Корея регулярно выражают «озабоченность» по поводу их проведения. Очевидно, столь предвзятое отношение Вашингтона и его региональных союзников к учениям является лишь следствием их недовольства политическим сближением России и Китая, а также ростом авторитета ШОС, которая готова взять на себя ответственность за поддержание стабильности в Азии. Ибо вместе эти факты говорят о вполне реальном формировании многополярного мира.
Лидер «Международного евразийского движения» Александр Дугин утверждает, что «сегодня между собой все острее сталкиваются два образа будущего: американское видение мировой империи, с главной ведущей державой США, и концепции тех народов и стран, которые отвергают однополюсную архитектуру в пользу многополюсной».
К началу серьезного геополитического партнерства Москву и Пекин, по мнению Дугина, «подтолкнули события последнего года, когда процесс «цветных революций» на постсоветском пространстве вошел в полную силу. Американский след в событиях в Грузии, на Украине, в Киргизии и Узбекистане недвусмысленно показывал: США всерьез занялись переформатированием постсоветского пространства в своих стратегических интересах. И сделано это было против России и Китая, чьи позиции становились все более уязвимы».
Москва и Пекин ответили на этот вызов по-своему. «В центре Евразии, в сердце планеты, строится объединение, включающее в себя две глобальные мировые единицы – Китай и Россию, вошедшие в XXI век стратегическими партнерами и охватывающее страны с огромным взаимодополняющим потенциалом», - пишет о ШОСе замминистра иностранных дел России Александр Яковенко. «Шанхайская организация сотрудничества, - это уникальный политический шанс, принципиально новая модель геополитической интеграции. Организация охватывает почти две трети Евразийского континентального пространства, объединяя государства различных цивилизационных истоков», подчеркивает дипломат.
Проведение совместных российско-китайских военных учений, стратегическое партнерство с Китаем и развитие ШОС, - все эти факты, безусловно, говорят об изменении геополитического курса Москвы. Однако было бы неправильно говорить об однозначно азиатском выборе России. Вспомним слова выдающегося российского реформатора Петра Столыпина, который говорил, что «наш орел, наследие Византии, орел двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью».
Таким образом, сегодня мы скорее являемся свидетелями формирования реальной многовекторной внешней политики России, грамотное исполнение которой приведет к повышению акций Москвы как на Западе, который во что бы то ни стало будет стараться предотвратить союз Москвы и Пекина, так и на Востоке, который видит в России естественного партнера для уравновешивания западного гегемона.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции