Политический обозреватель РИА «Новости» Петр Гончаров.
Киргизия делает еще одну попытку стать страною с развитой демократией, рыночной экономикой, светской по западным образцам, при этом сохранив свой естественный азиатский колорит. Но главное – попытаться проделать этот путь без глубоких социальных потрясений, не доводя население страны до необходимости применения радикальных мер, как это случилось совсем недавно.
На сегодняшний день будущее республики связывают с альянсом Курманбек Бакиев (президент) – Феликс Кулов (премьер), победивших на президентских выборах в июле текущего года. Такой альянс, по мнению большинства местных политиков и бизнесменов, способен, на сегодняшний день, лучше и безболезненнее чем любой другой, вернуть республике стабильность, удержать ее от сползания к эскалации социальной и межклановой напряженности, обострению межрегиональных (Север – Юг) проблем, несущих угрозы территориальной целостности государству.
Но главное, что Бакиеву и Кулову предстоит сделать (и чего ждут от них в первую очередь), так это реанимировать смертельно больную экономику, вывести, наконец, республику из состояния экономической стагнации. При этом, от того, как будут решены экономические проблемы, во многом зависит и решение вопросов стабильности и национальной безопасности. А работать есть над чем.
Повсеместная безработица, средняя заработная плата в республике на сегодняшний день составляет 200 – 250 рублей на российские деньги (примерно 7-9 долларов США). Пенсия (по советским временам элитной части киргизского общества) врачей, юристов, преподавателей высших учебных заведений, инженеров не превышает 20 долларов, львиную часть которой съедает квартплата. Более половины населения республики живет за чертой бедности. Рост ВВП в Киргизии, по разным данным, не превышает 4 процентов.
Кроме всего прочего, существует и ряд внешнеполитических факторов, которые могут существенно повлиять на внутреннюю ситуацию.
Киргизия на сегодняшний день, фактически, банкрот - внешний долг республики достиг 70% ВВП. В таких условиях руководство не всякой страны может позволить себе роскошь проводить политику, не оглядываясь на крупные державы и на соседей одновременно. Приходится считаться с интересами и ведущих игроков, выступающих в регионе, и своих соседей. Основными игроками в Центральноазиатском регионе, завязавшими, по мнению экспертов, «большую игру» за отстаивание своих интересов, сегодня выступают Китай, Россия и США. С ними, фактически на равных правах, начинает свою партию и Казахстан.
У каждого из участников этого «квартета» есть не только собственные интересы в Киргизии, но и свои козыри для их защиты. Китай и Казахстан, пользуясь правами непосредственных соседей, проводят в отношении Киргизии политику «ползучей экономической экспансии». Такая политика рассчитана не на один день, и реализуется, как правило, на основе обоюдных торговых и экономических интересах.
Другое дело США. Вашингтон сейчас в своего рода, цугцванге. И ситуация в Афганистане, и складывающиеся отношения с Ираном требуют присутствия США в этом регионе. А вот это как раз и поставлено под вопрос недавним демаршем Узбекистана, потребовавшим вывода американской базы со своей территории, и Декларацией стран-участниц ШОС, попросивших Вашингтон определиться со сроками нахождения американских баз в Центральной Азии. США, будучи основным заемодателем во внешнем долге Киргизии, не преминули воспользоваться этим обстоятельством, увеличив в два раза плату за содержание своей военной базы на территории республики. Кроме того, главой Пентагона Дональдом Рамсфелдом была обещана новому правительству Киргизии еще и 10 млн. долларов для борьбы с исламистами, которых якобы «так опасаются в Бишкеке».
И уж совсем особняком стоит Россия. Не предпринимая практически особых усилий, Москва, тем не менее, сохраняет пока еще за собой лидирующее позицию в Киргизии. Сохраняет во многом благодаря исторически сложившимся факторам, подчеркивают местные политики и эксперты. Но это, естественно, не может продолжаться бесконечно долго. Свято место пусто не бывает. Примером тому может служить Турция, уже открывшая в Бишкеке два турецких университета (один, кстати, в здании Института русского языка и культуры), сеть турецких лицеев, где детям преподается Ислам и история тюрко-язычных народов, не говоря уже о турецких гостиницах, строящегося огромного торгово-культурного центра и маленьких уютных кафе. В Бишкеке не перестают удивляться, где же знаменитая российская предприимчивость? Где обещанный мэром Москвы Юрием Лужковым «Российский торговый дом»? Складывается впечатление, что в Москве уж слишком уверовали в то, что Россию в Киргизии любят и ценят и этого достаточно, чтобы в любой момент вернуться. Но это не так.
Первая попытка Киргизии всесторонней демократизации страны и перехода к рыночной экономике закончилась плачевно – республика, ставшая в 1980-тых годах в составе СССР субъектом с самодостаточной экономикой, за 15 лет эксперимента скатилась к фактическому дефолту. Одна из причин - в этот период все центральноазиатские республики переживали не самые лучшие времена в своей истории. Сейчас положение выровнялось, но не настолько, чтобы позволить себе отказаться от американского присутствия, за которое США хорошо платят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции