Политический обозреватель РИА «Новости» Владимир Симонов.
Постсоветское пространство, эта географическая общность новых государств, образовавшихся из осколков бывшего СССР, напоминает в последние годы одно большое одеяло на троих. Каждый из трех основных игроков – Россия, Соединенные Штаты и Евросоюз тянут его на себя. В условиях, когда отсутствуют правила игры, многие молодые государства региона становятся полем боя для внешних политических сил и жертвой их не всегда бескорыстных интересов.
На этой неделе Москва сделала попытку сформулировать некоторые из такого рода правил игры в расчете превратить регион СНГ сначала в арену доброкачественного соперничества, а позднее, даст Бог, и в регион «взаимоуважительного и предсказуемого партнерства». Именно такое пожелание высказал Григорий Карасин, новый заместитель главы российского МИД, в своем интервью «Российской газете». Оно было расценено многими отечественными политологами как программное выступление, определяющее некоторые принципы внешней политики России на постсоветском пространстве.
Программа нового замминистра выглядит весьма жесткой. Он категорически отвергает силовое вмешательство как инструмент, с помощью которого внешнее государство или центр силы может отстаивать в регионе свои интересы и связанные с ними конкретные проекты. Честная конкуренция и борьба идей – да. Использование давления в разных формах для принуждения молодой страны к выбору пути развития по воле некоего высшего разума за рубежом – нет.
В первую очередь Москва выступает против так называемого «экспорта демократии», бросая тем самым тяжелый камень в вашингтонский огород.
«Не можем мы согласиться с методами насильственной "демократизации" всего постсоветского пространства, будь то "цветные революции" или информационно-политическое давление на действующую власть», - предупредил Григорий Карасин.
Тем самым высокопоставленный дипломат отверг трактовку администрации США, рассматривающей разноцветные революции в странах СНГ как торжество демократии западного типа над изжившими себя коррумпированными режимами. Напротив, Москва видит в этих революциях немало признаков антиконституционных переворотов. Новые лидеры приходят там на трон в результате хорошо организованной и щедро проплаченной из-за рубежа уличной анархии. Дальнейшее развитие событий в этих странах, где власть в последнее время откровенно демонстрирует свой авторитаризм, оппозиция подвергается гонениям, а нелояльные СМИ исчезают, как будто их никогда не существовало, лишь подтверждает подозрения России.
Вместе с тем Москва ни в коем случае не отвергает право других внерегиональных государств и международных центров силы помогать странам СНГ укреплять свою безопасность, интегрироваться в мировую экономику и вообще следовать зову глобализации.
«В принципе, это нормально, - замечает по этому поводу Григорий Карасин. – Сейчас уже не является какой-то экзотикой участие США, ЕС, других игроков в тех или иных процессах в Содружестве». По мнению дипломата, проблема в том, чтобы найти такой баланс соревновательности и конкуренции, который бы оздоровил характер взаимоотношений России с западными партнерами.
Иначе говоря, конкуренция - одно, а попытки нейтрализовать влияние России в странах, сросшихся с ней духовно и экономически, на землях, где живет более 25 миллионов русских, – это другое. И именно на это «другое», похоже, делает сегодня ставку влиятельная группа американских неоконсерваторов, пытающихся превратить СНГ в ратное поле новой холодной войны.
Так, в своем июльском решении, посвященном бюджету Госдепа США , комитет Сената по ассигнованиям прямо связывает американские финансовые вливания в этот регион с противодействием «усилению России».
"Авторитарная Россия, - угрюмо предупреждает сенатский комитет, - представляет собой растущую угрозу для стран в регионе, которые находятся на переходе к демократии, и противодействие этой угрозе должно быть приоритетом для США".
Куда уж откровеннее. В результате комитет утвердил ассигнования на программы в странах бывшего СССР на 2006 год в общей сумме 565 млн долларов. Можно только гадать, какая часть этих средств будет направлена на то, чтобы насильно «демократизировать» государства региона, причем не в национальном духе, а по американской колодке.
Между прочим, в таком подходе мало нового. В свое время так называемая «доктрина Брежнева» уже отводила странам «социалистического лагеря» статус государств с ограниченным суверенитетом. Россия не хочет допустить клонирования этой унизительной доктрины в третьем тысячелетии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции