Политический обозреватель РИА «Новости» Марианна Беленькая.
Следующая неделя станет тяжелым испытанием для израильского общества. Если до 16 августа еврейские поселения не покинут свои дома на оккупированных территориях в секторе Газа и в четырех поселениях Западного берега реки Иордан, они будут эвакуированы силой. Но вне зависимости от того, как пройдет эвакуация, часть израильтян дезориентирована.
Неслучайно президент Моше Кацав извинился перед поселенцами. Ведь раньше государственная политика была нацелена на поощрение поселенческой деятельности на оккупированных территориях. Более того, нынешний премьер-министр Ариэль Шарон был одним из идеологов поселенческой политики. И в то же время израильский истеблишмент с самого начала понимал, что оккупированные территории (или их часть) рано или поздно придется возвращать. При этом на поселения выделялись дополнительные субсидии, закрывались глаза на незаконный (несанкционированный государством) захват поселенцами новых земель. Поселенцы были героями Израиля, их называли первопроходцами, защитниками рубежей. Хотя, безусловно, отношение к ним в стране было неоднозначным. Многие израильтяне не понимали, почему их соотечественники - поселенцы - живут в местах, где ежедневно подвергают себя и жизнь своих детей опасности. Почему ради их охраны израильские солдаты должны рисковать своей жизнью? Ну и, конечно, не последнее место занимал меркантильный вопрос – почему о поселенцах государство заботится больше, чем об остальных. Тем не менее, в поселениях родилось и выросло поколение детей, у которых не было другого дома, которым с детства внушали мысль, что они, ежедневно рискуя жизнью, стоят на страже интересов Израиля. А теперь их собираются выкинуть из домов, построенных с согласия и одобрения государства. Как жить с этим дальше? Удар нанесен не только по жителям эвакуированных поселений, но и в целом по поселенческому движению. Никто не знает, что их ждет завтра, несмотря на заверения правительства, что больше никаких эвакуаций не будет. Но веры больше нет.
А главное - не факт, что уход израильтян из сектора Газа и части Западного берега убережет их от террора. А ведь именно этот аргумент лежал в основе принятия плана одностороннего размежевания. План Шарона был впервые озвучен в декабре 2003 года, когда после трех лет нескончаемого противостояния и терактов израильское руководство окончательно решило отказаться воспринимать палестинцев в качестве партнеров по мирным переговорам. Суть плана по одностороннему отделению была проста – мы уходим с тех территорий, которые нам трудно охранять, мы отгораживаемся от вас стеной, перекрываем доступ в Израиль террористам, а вы живите как хотите. Переговоры были закончены, и израильтяне решили громко хлопнуть дверью. Это был план по обеспечению безопасности Израиля, план, не требовавший согласований с палестинцами. Но реальность оказалась несколько иной.
Пока шла детальная проработка плана, радикально изменилась ситуация в Палестине. Скончался Ясир Арафат, с которым Шарон категорически отказывался вести переговоры. На его место пришел Махмуд Аббас. Переговорный процесс между палестинцами и израильтянами был восстановлен. Одновременно усилилось и давление международного сообщества на Израиль, настаивающего чтобы план был согласован с палестинцами и стал частью процесса мирного урегулирования. И после длительных дебатов в целом израильское руководство перестало возражать против такой постановки вопроса. «Одностороннее размежевание не может заменить мирных переговоров, но оно призвано способствовать их возобновлению в рамках плана «Дорожная карта», предложенного США. Европейским союзом, Россией и ООН, - разумеется, при условии, что Палестинская автономия ликвидирует инфраструктуру террора». Такие слова приводятся в брошюре МИД Израиля, посвященной плану Шарона. Примечательно и название брошюры: «Израильский план размежевания. Возобновление мирного процесса». Но будет ли так?
При всех надеждах, связанных с планом, сомнения среди израильтян, в том числе и сторонников размежевания, остаются. «Реализация плана связана с известным риском» - говорится в той же брошюре. Израильтяне опасаются, что палестинцы воспримут эвакуацию поселений – как слабость со стороны Израиля и будут требовать новых уступок с еще большей настойчивостью. Еще одна опасность, что в Газе, после ухода израильтян будет создан плацдарм для террористов. Именно такое развитие событий предрекает один из ярых противников размежевания Биньямин Нетаньяху, ушедший с поста министра финансов из-за несогласия с планом.
Однако пока многие израильтяне все же поддерживают Шарона. Но какими будут их настроения в дальнейшем? Ведь сам по себе план Шарона мир в регион не принесет. Для этого потребуется еще множество уступок и работы с обеих сторон конфликта. И, если последует новая волна террора, что возможно, израильтяне зададут вопрос – ради чего мы уходили из Газы? А перед глазами будет стоять страшная картина – разрушенных бульдозерами некогда цветущих поселений. Тем не менее, Шарон рискует ради безопасности Израиля. И это несмотря ни на что мужественный поступок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции