Рейтинг@Mail.ru
Иран – ЕС – МАГАТЭ: совместные маневры вокруг ядерной программы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иран – ЕС – МАГАТЭ: совместные маневры вокруг ядерной программы

Читать ria.ru в
Дзен
Проходящая в Вене специальная сессия Совета управляющих МАГАТЭ, посвященная исключительно тематике ядерных программ Ирана, как никогда похожа на проведение учений в условиях, максимально приближенных к реальным. Сессия носит характер чрезвычайной, созванной по требованию «европейской тройки» (Великобритания, Германия и Франция) в связи с возобновлением Ираном работ по переработке урана. Однако сам ее фон и настрой ее участников скорее напоминают совместные маневры, в ходе которых стороны пытаются выяснить не столько истинные цели друг друга, сколько серьезность намерений по их реализации...

Политический обозреватель РИА «Новости» Петр Гончаров.

Проходящая в Вене специальная сессия Совета управляющих МАГАТЭ, посвященная исключительно тематике ядерных программ Ирана, как никогда похожа на проведение учений в условиях, максимально приближенных к реальным. 

Сессия носит характер чрезвычайной, созванной по требованию «европейской тройки»  (Великобритания, Германия и Франция) в связи с возобновлением Ираном работ по переработке урана. Однако  сам ее фон и настрой ее участников скорее напоминают совместные маневры, в ходе которых стороны пытаются выяснить не столько истинные цели друг друга, сколько  серьезность намерений по их реализации.

Напомним, Иран  не намерен окончательно отказываться от своего права (как подписавшего Договор о нераспространении ядерного оружия) на создание полного ядерного топливного цикла (ЯТЦ). Евросоюз требует от Тегерана именно этого отказа, мотивируя тем, что полный ЯТЦ не исключает, при желании, создания своего ядерного оружия.      

Накануне сессии стороны обменялись ультимативными выпадами, исключавшими, на первый взгляд, в последующем какие-либо компромиссы в случае нарушения сторонами взаимных требований.  

Так Тегеран  в первый день августа, очевидно отчаявшись достичь взаимопонимания на переговорах с «евротройкой», официально заявил о своем намерении возобновить обогащение урана в ядерном центре в Исфахане. В  письме, врученном  представителю Международного агентства по атомной энергии,  отмечалось, что Иран снимает с себя все предыдущие обязательства.

Реакция ЕС  последовала незамедлительно. Главы МИД Германии,  Великобритании и Франции - Йошка Фишер, Джек Стро, Филип Дуст-Блэзи, а также верховный комиссар ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана заявили о намерении ЕС добиваться созыва специальной сессии МАГАТЭ для решения вопроса по иранским ядерным программам. Кроме того, в совместной ноте Иран был предупрежден, что в случае начала им  программы обогащения урана его переговоры с ЕС на этом и закончатся.

В ответ официальный представитель Высшего совета национальной безопасности Ирана  Али Ага Мохаммади заявил, что решение  возобновить деятельность ядерного центра в Исфахане «окончательно и пересмотру не подлежит». 


Казалось, лимит взаимного терпения окончательно исчерпан. Стоит  ли объяснять, что прекращение переговоров на практике означает автоматическую передачу иранского «ядерного досье» на рассмотрение Совета Безопасности ООН, что, в свою очередь, означает неминуемые санкции и изоляцию Ирана. Именно такой развязки более всего и не желали бы  многие  аналитики, занимающиеся иранской ядерной проблемой. Ведь это неизбежно ведет к  военной  операции США против Ирана. 

Но, судя по всему,  Ирану и на этот раз  будет представлена возможность еще раз взвесить все «за» и «против» развития собственной программы ЯТЦ в обмен на помощь и сотрудничество Запада в сфере ядерной энергетики.  Жесткий вариант резолюции «европейцев», призванный ограничить Иран в  освоении им  ядерных программ, был заблокирован на сессии странами-участницами  Движения неприсоединения (ДН) и развивающимися  государствами, резко выступивших против  введения ограничений в отношении стран, развивающие свои  мирные ядерные технологии.

Последние события вокруг Ирана еще раз указывают на несовершенство механизма по контролю над нераспространением ядерных технологий. Действительно, пока что  все обвинения в адрес Тегерана, подозреваемого в тайной разработке им собственного ядерного оружия, носят, фактически, умозрительный характер. Основываются они на том, что  якобы создаваемые Ираном мощности ядерной энергетики намного превышают  его энергетические потребности. Тегеран, в свою очередь, объясняет создание им мощной ядерной энергетической базы тем, что за атомной энергией – будущее. Что и говорить, тезис безупречный.  

Скорее всего, «евротройка» в отношении иранских ядерных программ и возобновления работ, всего лишь «напоминающих», как  это утверждает Тегеран, обогащение урана, будет вынуждена удовлетвориться принятием умеренной резолюции Совета управляющих МАГАТЭ, «побуждающей Иран к продолжению переговоров с ЕС для достижения взаимоприемлемого решения».  

Это тем более вероятно, что Тегеран неожиданно нашел поддержку в лице своего главного (кто бы мог подумать!) оппонента – в лице США.

Американский президент Джордж Буш назвал "позитивным знаком" слова нового президента Ирана Махмуда Ахмадинежада о готовности возобновить переговоры с ЕС по иранской ядерной проблеме. Буш, конечно же, не преминул при этом еще раз подчеркнуть,  что США по-прежнему относятся к планам Ирана в этой области с "глубоким подозрением". И поэтому, сказал он, «(мы) призываем наших друзей в Европе, тех кого называют "тройкой ЕС" - Германию, Францию и Великобританию - возглавить дипломатические усилия для того, чтобы убедить иранцев отказаться от ядерных амбиций".

Это как раз та самая позиция, которая устроит на сегодняшний день всех.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала