Полковник Виктор ГАВРИЛОВ, кандидат наук для РИА «Новости».
В истории Маньчжурской операции, которую в конце второй мировой войны провели советские войска против Квантунской армии империалистической Японии, до сих пор остаются малоизвестные, а то и совсем неизвестные страницы. Одна из них – спасение из японского плена солдат и офицеров американской, английской и голландской и других союзных армий.
О том, что в застенках японских концентрационных лагерей на территории Китая содержатся солдаты, офицеры и даже генералы наших союзников по антигитлеровской и антияпонской коалиции, попавшие в плен в ходе боев за Филиппины и Сингапур, советское руководство Маньчжурской операцией знало из рассказов китайских патриотов. Но где именно и сколько содержится таких военнопленных, стало известно уже в ходе боевых действий в августе 1945 года. В те дни, когда наши войска продвигались к городам Чанчунь и Мукден (Шэньян), разведка донесла, что концлагерь расположен под Мукденом, а размещенным там военнопленным угрожает смертельная опасность. Отступая, японцы могли уничтожить всех своих пленников, как это они делали в других местах. Нужно было срочно спасать союзников.
Бросок стрелковых батальонов был стремительным. И действительно, в концлагере под Мукденом наши солдаты обнаружили военнопленных из США, Великобритании и Голландии. А точнее - 28 генералов (15 американцев, 5 англичан, 8 голландцев), 500 офицеров (272 американца, 173 англичанина и 55 голландцев) и 1171 солдата (1044 американцев, 115 англичан и 12 голландцев). Все они были немедленно освобождены, им выдали трофейное оружие для самозащиты. В городе и его окрестностях еще болталось немало японских солдат, да и просто вооруженных бандитов.
Конечно же, руководству лагеря, избранного из бывших пленников, были выделены для освобожденных воинов необходимые продукты, предоставлен автотранспорт, чтобы они могли добраться до своих войск, если те находились неподалеку, или для доставки воды и тех же продуктов питания.
После освобождения лагеря в Мукдене выяснилось, что бывший командующий американскими войсками на Филиппинах генерал-лейтенант Уайнрайт, попавший в плен к японцам, содержится отдельно от своих подчиненных на охраняемой вилле в 17 км от Мукдена, и за ним тут же была послана рота советских солдат.
Концлагерь в Мукдене был не единственным, который освободила Красная Армия. В начале сентября сорок пятого частями 88-го стрелкового корпуса 25-й армии, действующей в Корее, был освобожден так же и другой японский концлагерь, где находилось 352 военнопленных союзных армий – 292 англичанина, 46 австралийцев, 6 бразильцев, 4 американца и 4 шотландца. Эти цифры назвал в своем донесении начальник штаба 1-го Дальневосточного фронта.
Безусловно, союзники были немедленно извещены об освобождении их солдат и офицеров. Уже 20 августа генерал Ведемейер (командующий американскими силами в Китае) обратился к советскому командованию с просьбой разрешить направить в Мукден самолет для эвакуации военнопленных и, в первую очередь, генерала Уайнрайта. Москва дала добро на оказание максимального содействия решению этой задачи.
24 августа посол США в СССР Гарриман обратился к наркому иностранных дел СССР Вячеславу Молотову с просьбой о содействии в «ускорении возвращения этих людей под американский контроль», а уже 29 августа генерал Уайнрайт и несколько других бывших военнопленных американских офицеров прибыли в Чунцин – ставку Чан Кайши.
Правда, не обошлось и без осложнений. Американское командование без предварительного согласования с советской стороной начало направлять в Мукден один за другим свои самолеты для организации переброски военнопленных и для сброса им различных грузов - сигарет, галет, шоколада, одежды, обуви и прочего. Сначала советское командование задерживало эти экипажи «до выяснения обстоятельств». Потом штаб Забайкальского фронта отдал указание о содействии американской авиации в доставке грузов для военнопленных.
Однако 30 августа американский самолет Б-29 без предварительного оповещения и опознавательных знаков появился в районе аэродрома Канко (Корея) и сбросил груз в сопках. А, по данным советского командования, в этом районе перед капитуляцией было распущено несколько диверсионных групп японцев-смертников с задачей продолжать боевые действия. И было непонятно, на кого «работал» Б-29 – на союзников или камикадзе. На перехват самолета были подняты истребители, которые были вынуждены открыть огонь, чтобы принудить его к посадке.
Командир Б-29 на допросе пояснил, что «все сигналы он видел и понял их, но не сел добровольно, так как считал, что малым количеством истребителей его не собьют, а площадка для посадки показалась ему слишком маленькой…». Такие «детские» оправдания, конечно же, не могли удовлетворить советскую сторону. Пришлось разбираться с американским пилотом на более высоком командирском уровне.
А 4 сентября штаб Забайкальского фронта удовлетворил просьбу начальника лагеря военнопленных в Мукдене генерала Паркера (бывшего командира американского 11-го корпуса) разрешить посадку американских самолетов на аэродроме Далянь, а также разрешить заход в порт Далянь американскому пароходу для эвакуации военнопленных из Мукдена. В то же время штабом фронта было получено указание начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР генерала армии Антонова об организации отправки военнопленных в Далянь по железной дороге, а не самолетами. Делалось это, по-видимому, для того, чтобы исключить подобное «самовольство», какое продемонстрировал пилот Б-29, да и по железной дороге эта эвакуация была более безопасной.
Однако штаб американских войск под руководством генерала Макартура решил настоять на своем и «продемонстрировать русским свою силу». Хотя, видимо, цель была и в том, чтобы «наказать красных» за то, что они раньше американцев овладели портом Далянь и Порт-Артуром. Хотя эти порты заранее были закреплены за нашими войсками при «нарезке» зон влияния. И 2 сентября на рейд Даляня прибыли два американских крейсера, а 4 сентября к Порт-Артуру подошли еще четыре авианосца и шесть эсминцев, в воздухе над Порт-Артуром и Далянем появилось около 300 самолетов с опознавательными знаками США. Как съязвил затем командир одного из миноносцев капитан Вудс, это был «поход солидарности», а полет самолетов с авианосцев явился «салютом в честь Красной Армии». Ситуация сложилась непростая, вспоминали потом участники тех событий. Шла «игра нервов».
Но 5 сентября после взаимного обмена «приветствиями» с советским командованием американская эскадра вынуждена была сняться с якорей и уйти в море. Правда, 8 сентября в Далянь опять прибыли два эсминца, но они уже прикрывали госпитальное судно, на которое начали грузить бывших военнопленных. И опять, как докладывал своему руководству начальник штаба Тихоокеанского флота вице-адмирал Фролов, «американцы вели себя нахально, пытались всюду присутствовать, везде пролезть».
20 сентября начальник штаба Главного командования советскими войсками на Дальнем Востоке генерал-полковник Иванов сообщил, что репатриация союзных военнопленных, освобожденных Красной Армией из японского плена на территории Маньчжурии и Кореи, закончена. Из Мукденского лагеря было репатриировано 1651 человек, а из лагеря в Канко (Корея) – 352 человека. Так завершилась история с освобождением военнопленных союзников.
В ней, как в капле воды, проявились как наше боевое содружество, так и ростки будущих разногласий. И еще, чему надо бы поучиться у американцев, горячая забота о своих гражданах, где бы они не находились. Стремление помочь им любыми способами. Это был для наших генералов и адмиралов большой урок, хотя, может быть, и не выученный до конца.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции