Рейтинг@Mail.ru
Спасение батискафа – нравственная революция на флоте - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спасение батискафа – нравственная революция на флоте

Читать ria.ru в
Дзен
В бухте Березовая южной оконечности полуострова Камчатка закончена беспрецедентная международная спасательная операция по вызволению из подводного плена экипажа батискафа АС-28. Все моряки – живы и здоровы. Министр обороны России Сергей Иванов, присутствовавший на Камчатке по указанию президента Владимира Путина на заключительном этапе спасательной операции, заявил, что все члены экипажа АС-28 будут представлены к государственным наградам, как и английские моряки. Именно они сыграли решающую роль в вызволении российского батискафа...

Военный обозреватель РИА «Новости» Виктор Литовкин.

В бухте Березовая южной оконечности полуострова Камчатка закончена беспрецедентная международная спасательная операция по вызволению из подводного плена экипажа батискафа АС-28. Все моряки – живы и здоровы.

Министр обороны России Сергей Иванов, присутствовавший на Камчатке по указанию президента Владимира Путина на заключительном этапе спасательной операции, заявил, что все члены экипажа АС-28 будут представлены к государственным наградам, как и английские моряки. Именно они сыграли решающую роль в вызволении российского батискафа.

Своевременная доставка с базы Ренфрю (Шотландия) на камчатский аэродром Елизово дистанционно управляемого подводного аппарата  «Super Scorpio 45», который помог «перекусить» шесть синтетических и стальных тросов, что удерживали АС-28 на глубине 200 метров, спасла жизни российских моряков. Благодарность России военнослужащим Ее королевского Величества безгранична.

Но не стоит ни на мгновение забывать о мужестве, стойкости и самообладании экипажа батискафа АС-28, который провел на дне бухты Березовая почти четверо суток, точнее 76 часов, в полной безвестности в отношении своей будущей судьбы. Сумел при этом не только сохранить душевное здоровье, не замерзнуть при температуре плюс 4 градуса, но и очень аккуратно распорядиться небольшими запасами регенерационных пластин, поглощающими углекислый газ и вырабатывающими кислород. Это и помогло им продержаться  в полном сознании и работоспособном состоянии практически в два раза дольше технически расчетных 48 часов. А ведь таких случаев история подводного плавания знает не слишком много.

В 1957 году на Черном море при выходе из базы Балаклава при выполнении маневра "срочное погружение" затонула подводная лодка М-351 проекта А615, по натовской классификации Quebec. Причиной аварии стала открытая захлопка подачи воздуха к дизелям. Аварийное продувание цистерн главного балласта результата не дало, и корабль застрял в илистом грунте на глубине 84 метра. Обстановка осложнялась штормовой погодой. К месту аварии подошли спасательные суда, и через четыре дня субмарину все-таки зацепили тросом и буквально выдернули из-под воды. Все 33 подводника выжили, но были потом уволены из вооруженных сил по инвалидности, так как в их психике, пережившей страшный стресс «заживо погребенных», произошли непоправимые изменения.

С психикой экипажа АС-28, это могли видеть все, кто наблюдал за прибытием спасенных моряков в Петропавловск-Камчатский на экранах своих телевизоров, все в порядке. Даже короткие реплики, которыми они обменивались  с встречающими их журналистами, говорят о том, что они воспринимают окружающую их действительность абсолютно адекватно. И это самое наглядное свидетельство того, что моряки-тихоокеанцы, оказавшись в критической для жизни ситуации, не потеряли присутствия духа, воли к борьбе и победе над тяжелейшими обстоятельствами, а продолжали действовать разумно и грамотно, экономно расходуя небольшие запасы электроэнергии, воздуха и воды. А еще продуктов, которые, кстати, закончились у них за сутки до спасения.

Нельзя здесь не сказать и о мужестве руководства Военно-Морского флота России, об исполняющем обязанности Главкома ВМФ (главком адмирал Владимир Куроедов – в госпитале) адмирале Владимире Масорине. Именно он, как утверждает министр обороны Сергей Иванов, принял решение допустить английских и американских специалистов для проведения подводных спасательных работ в самой «закрытой» для иностранцев бухте Камчатки, где располагается береговая шумопеленгаторная гидроакустическая система дальнего обнаружения подводных объектов, предназначенная как раз для перехвата чужих субмарин и даже пловцов-разведчиков и диверсантов. Другой адмирал, бывший командующий Черноморским флотом и бывший командующий Камчатской флотилией атомных подводных лодок Эдуард Балтин публично назвал этот поступок «недопустимым», по сути разглашающим государственную и военную тайну, наносящим серьезный ущерб безопасности страны.

Кстати, по этим «секретным» причинам не было просьб о немедленной помощи к иностранным государствам во время трагедий с атомной подводной лодкой К-278 «Комсомолец» в 1989 году и с атомной подводной лодкой К-141 «Курск» в 2000 году. И то, что человеческая жизнь для руководства российского ВМФ стала сегодня дороже любых секретов, можно без преувеличения назвать нравственной революцией. Представляется, что после 7 августа 2005 года отношение к людям в погонах на отечественном военном флоте, в армии и в обществе будет уже другим.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала