9 лет назад (1996) Указом президента РФ установлены официальные символы президентской власти
5 августа 1996 года президент РФ Борис Ельцин издал указ «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации». Указом установлено, что символами президентской власти являются: Штандарт (флаг) Президента РФ, утвержденный Указом от 15 февраля 1994 года; Знак Президента; специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.
При вступлении вновь избранного Президента Российской Федерации в должность, говорится в Указе, Штандарт располагается рядом с Президентом. После принесения присяги Президентом дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Кремле. Знак Президента России возлагается на Президента как главу государства на период его полномочий председателем Совета Федерации Федерального Собрания России. Использование Знака Президента определяется нормами государственного протокола.
Штандарт, Знак и специальный экземпляр текста Конституции РФ передаются вновь избранному Президенту Российской Федерации во время церемонии вступления в должность Президента России после принесения им присяги на специальном экземпляре текста Конституции РФ.
64 года назад (1941) началась героическая оборона Одессы (5 августа - 16 октября)
Оборона Одессы осуществлялась войсками Отдельной Приморской армии, силами и средствами Одесской военно-морской базы и Черноморского флота при активном участии населения города против войск 4-й румынской армии, осадивших Одессу с суши. Неблагоприятная обстановка, сложившаяся на Украине и в Молдавии в начале августа, создала угрозу охвата войск Южного фронта, в том числе Отдельной Приморской армии, оборонявшейся западнее Одессы. Ставка Верховного командования 5 августа приказала отвести войска Южного фронта на рубеж Чигирин, Вознесенск, Днестровский лиман, а Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности. Войска Приморской армии с боями отходили к Одессе , сдерживая натиск дивизий румынской армии. Было начато создание оборонительных рубежей. Для прикрытия Одессы с моря и артиллерийской поддержки войск был сформирован отряд кораблей. 8 августа противник вышел к Днестровскому, северной оконечности Хаджибейского и Тилигульскому лиманам. Одесса была объявлена на осадном положении, было сформировано два полка морской пехоты, создавалась дивизия народного ополчения. До 10 августа войска Приморской армии вели бои на дальних подступах к Одессе, а затем отошли на передовой рубеж. 13 августа врагу удалось выйти восточнее Тилигульского лимана к побережью моря и полностью блокировать Одессу с суши, отрезав ее от войск Южного фронта.
19 августа Ставка Верховного Главнокомандования создала Одесский оборонительный район (OOP), подчиненный военному совету Черноморского флота. Командующим ООР был назначен контр-адмирал Г.В.Жуков. ООР состоял из трех секторов (Южный, Западный и Восточный) и имел четыре дивизии (34,5 тысячи человек) против 14 дивизий и двух бригад противника, который 20 августа возобновил штурм города. Защитники Одессы, проявляя невиданный героизм и самопожертвование, стойко отражали наступление противника. В сентябре враг ввел в бой уже 17 дивизий и две бригады. К исходу 21 сентября ему удалось в западных и южных секторах подойти к главному рубежу обороны, а в восточном секторе - на ближние подступы и начать артиллерийский обстрел порта и подходного фарватера. 22 сентября в восточном секторе советскими войсками был нанесен комбинированный удар: морской десант в Григорьевке в составе 3-го полка морской пехоты, доставленный на боевых кораблях из Севастополя, воздушный десант в тылу врага и наступление с фронта двух дивизий на участке Фонтанка - Гильдендорф. В результате две румынские дивизии были разгромлены и противник отброшен на пять-восемь километров. 30 сентября в связи с угрозой прорыва немецко-фашистских войск в Крым Ставка приказала «храбро и честно выполнившим свою задачу бойцам и командирам ООР в кратчайший срок эвакуировать войска Одесского района на Крымский полуостров». Эвакуация была четко организована и осуществлена без потерь. С 1 по 16 октября в Крым на транспортах и боевых кораблях были перевезены все войска (86 тысяч человек), 15 тысяч человек гражданского населения, танки и бронемашины. 73-дневная героическая Одесская оборона сковала до 18 дивизий противника, что затруднило продвижение правого крыла группы армий «Юг» на Восток. 22 декабря 1942 была учреждена медаль «За оборону Одессы», а в 1965 городу-герою Одессе вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
155 лет назад (1850) родился Ги де МОПАССАН (умер в 1893 году), французский писатель
Родился 5 августа 1850 года в Трувиль-сюр-Арке (департамент Нижняя Сена) в семье небогатого дворянина. Детство и юность Мопассан провел в Нормандии. Образование получил сначала в религиозном колледже Ивето, откуда его выгнали за насмешки над ограниченными наставниками, затем в руанском лицее. Окончив лицей, Мопассан собирался изучать юриспруденцию, однако вместо этого был вынужден принять участие во франко-прусской войне. Вернувшись к гражданской жизни, поступил на службу в Морское министерство, затем в Министерство народного просвещения. В эти годы он известен как спортсмен, участник соревнований по гребле.
В литературу Мопассан вошел в 1880 году книгой стихов и новеллой «Пышка», отличавшейся зрелым мастерством, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя. В 1881 году вышел сборник рассказов Мопассана «Заведение Телье», в 1883 году - роман «Жизнь», выдвинувший Мопассана в ряды лучших европейских мастеров психологической школы. За последующие 11 лет он написал шесть романов, среди которых «Милый друг», «Монт-Ориоль», 18 сборников рассказов, книги, путевые очерки, пьесы, множество статей и других произведений. Для большинства его произведений характерны психологическая глубина, точность анализа социальной природы человеческих отношений, а также совершенство художественной формы, простота и выразительность языка.
Литературная деятельность принесла Ги де Мопассану славу и богатство. К концу жизни у него было четыре виллы и две яхты. Но коварная болезнь подточила его здоровье. В конце жизни у него появились галлюцинации. В 1891 году Мопассана, впавшего в полное безумие, поместили в клинику в Париже, где он умер 6 июля 1893 года. Последними его словами были: «Тьма! О, тьма!».
14 лет назад (1991) умер Соихиро ХОНДА (родился в 1906 году), японский промышленник и инженер, основатель знаменитой компании
Родился 17 ноября 1906 года в бедной семье, жившей в аграрной провинции Хамаматсу. Работать начал в 15 лет механиком в Токио, а уже через шесть лет открыл свое дело - ремонтную мастерскую. Через некоторое время построил свой первый гоночный автомобиль. Особенно удачной в коммерческом смысле была конструкция поршневых колец, выпуском которых занялась основанная Хондой компания «Tokai Seiki». Эта компания занималась также выпуском двигателей для японских военно-воздушных сил и флота. В 1945 году дело было продано компании «Toyota Motor», а Хонда основал свой Институт технических исследований. В 1948 году институт реформируется в компанию «Honda Motor». Компания быстро выходит в лидеры производства мотоциклов, занимая в 1959 году первое место в мире по их выпуску. С 1963 года «Honda Motor» приступила к выпуску автомобилей. В августе 1964 года состоялся дебют «Хонды» в гонках «Формулы-1» в Германии. До своего временного отказа от участия в этих соревнованиях в 1968 году «Хонда» завоевала два Гран-при, что тогда было существенным достижением. К 1980 году «Honda Motor» вошла в тройку крупнейших японских производителей автомобилей.
До самой старости Соихиро Хонда был неутомимым человеком - участвовал в авто- и мотогонках, поднимал в воздух небольшой самолет. Даже будучи президентом компании, он продолжал выкраивать по часу каждый день, чтобы поработать на главном сборочном конвейере компании. Хонда ушел из жизни 5 августа 1991 года. За несколько дней до смерти он сказал: «Многие люди мечтают об успехе. Я же считаю, что успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Успех - это только один процент вашей работы, а остальное - смелое преодоление неудач. Если их не бояться, успех придет сам». Сегодняшнее процветание компании «Honda Motor» доказывает правоту ее основателя.
30 лет назад (1975) вступила в строй железнодорожная магистраль Тюмень - Сургут
В декабре 1963 года постановлением Совета Министров СССР «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению нефтяных и газовых месторождений» соответствующим органам было предложено начать проектирование и строительство железной дороги Тюмень - Сургут. Генеральным проектировщиком новой линии был назначен новосибирский «Сибгипротранс». В начале 1966 года на строительство железной дороги Тюмень - Сургут прибыли первые путейцы. Началась грандиозная стройка среди болот и вечной мерзлоты.
Первые 215 километров железнодорожной магистрали были построены всего за 21 месяц. По мере готовности основных сооружений последовательно, по участкам, открывали временное движение поездов. Грузы перевозили преимущественно ночью, а днем на линии работали строители. Постепенно, по мере улучшения состояния колеи, открывали и пассажирское движение: в августе 1969 года на участке Тюмень - Тобольск, в марте 1974 года - до станции Салым. И вот 5 августа 1975 года первый поезд с многочисленными гостями из Москвы и Тюмени прибыл в Сургут. А следом пришел и первый грузовой поезд с четырьмя тысячами тонн грузов для нефтяников, строителей, буровиков.